Бочаров Константин Анатольевич, председатель Краевой избирательной комиссии.
Родился 28 августа 1963 г. в Севастополе. Окончил восемь классов общеобразовательной средней школы, Херсонское музыкальное училище. В 1982 году поступил в Киевскую государственную консерваторию на оркестровый факультет. В 1987 году приехал по распределению в Красноярск, где работал в академическом симфоническом оркестре под руководством И. Шпиллера.
В 1993 году уволился из оркестра и пошел работать в ОВД оперативником уголовного розыска Железнодорожного РУВД Красноярска, затем работал в Городском УВД, после чего вернулся в Железнодорожное РУВД на должность начальника следственного управления. Поступил и окончил заочное отделение Сибирского юридического института.
С ноября 2000 года работал в Красноярском представительство РАО «Норильский никель» на должности заместителя директора департамента по связям с общественностью. В 2001 году - при проведении выборов в Законодательное Собрание Красноярского края, был членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представлял интересы Северной партии. В мае 2003 года - утвержден на пост председателя Краевой избирательной комиссии.
Женат, имеет дочь. Любит бильярд, чтение.
Любопытное сочетание - музыка и политика. По большому счету, это несовместимые сферы деятельности, почему Вы решили так кардинально поменять сферу деятельности?
- Я считаю, что музыка и политика не такие уж несовместимые вещи. Музыка и политика – это искусство, и там, и там важны нюансы, интонации. Более того, и умение понимать музыку, и умение быть политически подкованным требуют высокого мастерства. Что касается решения изменить вид деятельности, могу сказать, что те времена, когда человек после окончания средней школы выбрал себе профессию и после обучения спокойно работал «по специальности» до пенсии, уже давно прошли. Сейчас мы живем в мире, который постоянно меняется, каждый день перед нами возникают проблемы, которые нас раньше не учили преодолевать и решать. Такая была сформирована система. Но в наши дни нет ничего удивительного в том, что люди совершают кардинальные повороты в своей судьбе. Я, в принципе, никогда не боялся перемен, всегда прислушивался к себе, реально оценивал свои возможности, и старался быть там, где мог быть максимально востребован. Я сделал неплохую карьеру в симфоническом оркестре, в свое время был его солистом. Я много ездил, был за рубежом, давал сольные концерты и участвовал в нескольких конкурсах регионального и всероссийского масштаба. Позже, я добился немалого, работая в органах внутренних дел. Причем, начинал я с простого оперативника уголовного розыска. Занимался рутинной работой по розыску без вести пропавших граждан, опознания неопознанных трупов. Сложно было начинать, тем более, совсем не было опыта в данной области. Но постепенно дорос до должности старшего оперуполномоченного уголовного розыска по особо важным делам в отделе по борьбе с бандитизмом в городском управлении внутренних дел. Анализируя свою работу, я пришел к выводу, что мне больше интересна работа следственная, и я перешел в следственное управление УВД города простым следователем. Тогда же поступил в Сибирский юридический институт МВД России, получил специальное юридическое образование, то, к чему больше тяготела душа. Я доработал до должности старшего следователя по особо важным делам. В основном, это были уголовные дела: я расследовал факты мошенничества, хозяйственные дела, также наиболее «запутанные» дела. Сейчас руковожу избирательной комиссией Красноярского края. Что будет дальше, сейчас я не могу сказать. Об этом можно будет говорить только через некоторое время.
Вы затронули тему мошенничества, ведь выборы - это тоже своего рода мошенничество. Вы так не считаете?
- Да, в какой то мере я с вами согласен. И в связи с этим, думаю, что мой прежний опыт пригодится на новом посту. По крайней мере, он не будет лишним. Мне проще будет распознавать те или иные факты нарушения избирательного законодательства, которые, к сожалению, часто и СМИ, и кандидаты, и избирательные объединения, так или иначе пытаются завуалировать. Думаю, прежний опыт мне пригодится.
Сейчас уже утвержден и функционирует новый состав избирательной комиссии края. Означает ли это, что команда в обновленном составе начнет работать с нуля?
- Избирательная комиссия в прежнем составе - во главе с Георгием Кострыкиным, подготовила нам хорошую базу. Во-первых, комиссия в предыдущем составе сформировала все территориальные комиссии края, причем, очень неплохо, на мой взгляд. Не исключаю, что есть какие-то недостатки, перекосы, но, тем не менее, законных оснований для того чтобы менять составы территориальных комиссий, я не нахожу. Сейчас там работают люди, которые на практике знакомы с избирательной системой, и их наработанный опыт, естественно, составит правовую основу при выборах федерального и местного масштабов. Кроме того, работоспособен и аппарат, который нам достался «по наследству». Ранее было принято очень много нормативных документов, инструкций, методических рекомендаций, хотя, конечно, сейчас в них нужно будет вносить определенные коррективы - в связи с принятием нового федерального законодательства. Но базовые основы останутся и, думаю, особенных изменений не претерпят.
Если говорить конкретно о новых членах краевой избирательной комиссии, люди они все новые, но, тем не менее, многие не понаслышке знакомы с действующим законодательством и с технологией проведения и организации выборов. По началу, конечно, будут трудности, потому что есть тонкости в этой работе, в которые мне предстоит вникнуть и детально разобраться. Но это все - дело времени.
После избрания нового председателя Краевой избирательной комиссии не начнутся ли кадровые перестановки?
- У меня на столе лежит много папок, это должностные инструкции каждого сотрудника аппарата. Сейчас я пытаюсь их проанализировать детально, в частности, направления деятельности, которые поручены каждому сотруднику аппарата. Естественно, я намерен пересмотреть некоторые направления работы и персоналии сотрудников. Возможно, будет сформирована новая структура аппарата. Но пока я не собираюсь избавляться от прежних сотрудников. Хотя, что лукавить, есть вопросы к некоторым работникам.
Чем политика нового Крайизбиркома будет отличаться от политики предыдущего состава комиссии?
- Я считаю, что никакой политики у Крайизбиркома не должно быть изначально. Это не политический орган, это не Законодательное собрание и не политическая трибуна. Это рабочий орган, который организует и проводит выборы и осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории Красноярского края. Все члены комиссии должны принимать свои решения только в рамках закона, никакие политические пристрастия не должны влиять на работу комиссии. Конечно, уже слышатся фразы некоторых членов комиссии о том, что они будут лоббировать интересы той партии, которая их выдвинула. Я считаю, что такой подход совершенно неприемлем. На мой взгляд, необходимо лоббировать интересы не конкретных политических партий, а всех избирателей Красноярского края. Интересы этих людей не должны пострадать ни в коем случае. Партии тоже являются участниками избирательного процесса, и если они действуют в рамках закона, нельзя «задвигать» их на задний план. Если нарушается их право, то, естественно, их надо защищать, но если они нарушают избирательное законодательство, то должны нести ответственность за это. Поэтому, я думаю, комиссия должна полностью абстрагироваться от каких-либо личных и политических пристрастий.
Назовите главные аспекты информационной политики комиссии. Намерены ли Вы быть публичной фигурой?
- Деятельность комиссии, согласно закону, открыта и гласна, никаких запретов по освещению СМИ деятельности комиссии не существует. Я не намерен ограничивать права средств массовой информации. Все заседания комиссии будут проходить в открытом режиме, пожалуйста, приходите, милости просим. Что касается публичности, безусловно, должность председателя комиссии предусматривает определенную публичность, я не собираюсь прятаться от журналистов, я всегда открыт для диалога. В свою очередь, СМИ будут своевременно информироваться о деятельности комиссии, чтобы донести необходимую информацию до избирателей края, органов государственной власти. Будем сотрудничать.
По Вашему мнению, не помешает ли Вам в дальнейшей деятельности популярность Вашего предшественника?
- Конечно, будучи избранным на этот пост, я задумывался над этим вопросом. Я с большим уважением отношусь к Георгию Михайловичу. Он - довольно сильная личность, опытный руководитель. Я знаю на 100%, что за время работы Краевой избирательной комиссии к ней со стороны высших инстанций не было никаких претензий, только одни благодарности. Более того, она считалась одной из лучших комиссий России. А в том, что произошло, видимо, немаловажную роль сыграла политическая ситуация в крае. Что касается популярности Георгия Кострыкина в глазах общественности, наверное, это оттого, что никто никогда подобных решений не принимал. Естественно, руководству Крайизбиркома уделялось особо пристальное внимание. Мне популярность Кострыкина совершенно не помешает в работе. Я думал об этом, пусть сравнивают, я этого не боюсь.
На Ваш взгляд, должен ли председатель Краевой избирательной комиссии отличаться политическим чутьем и дипломатическими способностями, или, по Вашему мнению, важнее сильный характер? Легко ли Вас в чем-то переубедить?
- Руководитель Крайизбиркома должен отличаться и политическим чутьем, и дипломатическими способностями. По поводу сильного характера, мне кажется, что сильный характер и дипломатичность понятия не противоположные, наоборот, они вполне совместимы. По настоящему сильная личность, это не та, которая стучит кулаком и требует принятия каких-то решений. Уверенный в себе человек не боится выслушать иное мнение. Лично я всегда готов выслушать мнение, противоположное моему. Если оно разумно, целесообразно, почему бы к нему не прислушаться. В принципе, я человек компромиссный и довольно самокритичный. Еще один важный нюанс: избирательная комиссия - это коллегиальный орган, где каждый вправе высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу, и все доводы будут выслушаны и приняты во внимание.
По Вашему мнению, каков образ идеального политика?
- Идеальный политик – это тот политик, который не дает невыполнимых обещаний.
А вообще, идеальный политик – это нонсенс. Политика – это скользкое дело. Я не отношусь к разряду политиков, хотя я напрямую работаю с политическими партиями. Я – чиновник, правоприменитель.
В связи с Вашим новым назначением, Вам по долгу службы необходимо контактировать с представителями законодательной и исполнительной ветвями власти. Вы готовы к конструктивному диалогу?
- Это очень серьезный пласт работы. Недавно прошла встреча представителей Крайизбиркома и краевых парламентариев, где речь пошла о взаимодействии по вопросам в совершенствования краевого законодательства и приведения его в соответствие с федеральным. Определены приоритетные задачи. С администрацией края мы будем сотрудничать по широкому спектру вопросов, в том числе в рамках составления списков избирателей. Это очень важный процесс, потому что неправильно составленные списки избирателей могут повлечь за собой отмену выборов того или иного уровня, вплоть до губернаторских. Есть много организационных моментов. Работы хватает, и мы будем ее выполнять.
Успеет ли новый состав Крайизбиркома привести в соответствие краевые законы с федеральными до выборов в Государственную думу РФ?
- Выборы в Государственную думу проводит Центральная избирательная комиссия России. Поэтому здесь Крайизбирком будет руководствоваться только федеральными нормативами избирательного законодательства. И разные трактовки закона в краевом и федеральном законодательстве не повлияют на ход выборов. Выборы в Государственную думу проходят на федеральном уровне, и федеральные нормативные акты будут иметь решающий голос. Но затягивать с вопросом приведения в соответствие краевого законодательства c федеральным все равно нельзя, так как будут проходить краевые и муниципальные выборы. Естественно, законы краевого и федерального уровня, касающиеся избирательного права, необходимо приводить в соответствие.
Несостоявшиеся выборы в Норильске. Что вы думаете об этом важном для края событии?
- Что касается Норильска, сейчас я провожу анализ произошедшего. Некоторыми политиками поднимался вопрос о возмещении расходов, которые понесла в результате признания выборов несостоявшимися норильская казна, но в законе не прописана технология этого процесса. Каким образом возмещать расходы, с кого именно требовать деньги: с самого кандидата, или с последних кандидатов? Можно ли требовать возмещения расходов с Валерия Мельникова, снятого с предвыборной дистанции за нарушение норм избирательного законодательства? Опять же, в какой сумме? А если взять президентские выборы, где тратятся сотни миллионов бюджетных средств, или губернаторские - как человек может возместить эти расходы? Эта процедура не совсем понятна, и она не прописана в законе. Это еще один повод для размышления, как для депутатов Государственной думы, так и для краевых законотворцев.
Планируете ли Вы лично побывать на территориальных избирательных участках, своими глазами увидеть работу этих органов?
- Да, уже 20 мая планирую выехать в Канск, и там встретиться с членами близлежащих избирательных комиссий. Затем хотел бы совершить аналогичную поездку в Ачинск.
Меня еще приглашает Центральная избирательная комиссия России посетить выборы главы Белгородской области, которые состоятся 25 мая. Я с удовольствием туда поеду. Избирательная комиссия Белгородской области характеризуется как одна из лучших в профессиональном плане по России. Это положительный опыт, и не перенять его было бы неразумно.
Назовите Ваши увлечения, как Вы проводите свой досуг?
- Я не рыбак, и не охотник, спортсменом я себя тоже назвать не могу, хотя в свободное время посещаю тренажерный зал. Свободного времени, к сожалению, очень мало. И стараюсь посвятить его семье и друзьям. Друзей у меня немного, именно друзей, не приятелей, не знакомых. Да их и не должно быть много. Я очень люблю свою собаку, у меня ротвейлер, которому недавно исполнилось 5 лет. Пожалуй, самое мое большое увлечение - это чтение литературы, в основном, истории Государства Российского. Последняя книга, которую я прочитал, это книга Трубецкого об Александре I, узнал очень много нового. По возможности, хожу на спектакли в театр им. Пушкина. Иногда бываю на концертах классической музыки, в основном, симфонической. Люблю играть в бильярд и настольный теннис. Бильярд считаю хорошей игрой не только для общения, но и для размышления на философские темы.
Почему отдаете предпочтение театру им. Пушкина?
- Во-первых, я считаю, что в этом театре работают очень талантливые артисты, прекрасные постановки, которые всегда очень интересны и контрастны. Хотя я люблю и оперное искусство, но у каждого человека есть свои пристрастия и вкусы. Я избалован в этом отношении, так как имею хорошее музыкальное образование. Пока наш Театр Оперы и Балета, а также Театр Музыкальной комедии мои пристрастия не совсем удовлетворяют.
У Вас наступает ностальгия по ушедшим временам, может, Вы иногда играете для души или для поднятия настроения?
- Нет, я совершенно не играю. Это, в принципе, невозможно потому, что уже порядка 10 лет я музыкой не занимаюсь, естественно, формы уже нет. К тому же, нет на это времени, да, наверное, и желания нет. Всему свое время.
Беседовала Светлана Харлашина