Бриан, как известно из классики, голова, и палец ему в рот не клади. Время идет, дискурс продолжается. Джон Керри – голова, кивают российские либералы на кухне в деревне Гадюкино. А Виктору Ющенко палец в рот не клади, возражает наш патриот, вот лично я бы – не положил. Но, странное дело, это уже не очень смешно. Такая вот глобализация. Самые важные события в жизни России – совершаются в ноябре за ее пределами. Дожили.
И странно не то, что их обсуждают в Гадюкино. Если это касается местного населения, а это так, сам факт обсуждения на всеобщей кухне не удивителен. Но то, как именно обсуждается… Дискурс по-прежнему предмет фельетона, только уже не форме – по содержанию. «Пикейные жилеты» бессмертны, однако они эволюционируют.
Торжество объективности
За Виктора Ющенко на украинских выборах была та Украина, которая ненавидит Москву, и половина… самой Москвы. То, что Украина объединяет в себе два народа, и народы хотят разного – это понятно (и наглядно видно на «избирательной» карте, вплоть до границы, по которой Востоку и Западу можно делиться). И в советские времена Львов хотел незалежности точно так же, как в постсоветские Харьков ее не хочет. Это сейчас основная проблема: для половины страны выбранный президент, кто бы им ни был, Ющенко или Янукович, заведомо не легитимен. Что классический повод для развода «по-балкански». Чужая проблема? Может быть. Зато эта проблема точно наша: половина Москвы за кандидата, чья идея фикс в уничижении москалей.
Первыми, после первого тура выборов, случайно попались сайты «Грани» и «Эхо Москвы». Что там болели за Ющенко, видно даже по семантике фраз. Один и тот же результат – минимальный отрыв Януковича и перспективы второго тура - подается ведь по-разному. Если болеешь за Януковича, пишешь, что он «пришел первым по итогам первого тура», «имеет лучшие шансы во втором» (ему светит больший процент красного электората, во-первых, и у него административный ресурс, во-вторых, и он пока что, какой никакой, а лидер, в-третьих). Упоминаешь, что рейтинг Януковича только рос, и за полгода вырос в 8 раз. И заключаешь, что операция Запада по проведению своего кандидата, видимо, провалится. И цитируешь, скажем, Глеба Павловского.
Если болеешь наоборот, то пишешь, что «оба кандидата набрали равное число голосов», «исход выборов не решен» и «путинский блиц-криг не удался». Замечаешь, что предвыборные рейтинги врали все-таки в пользу Януковича. И цитируешь, допустим, деятелей ОБСЕ. Журналистская объективность торжествует, заметим, в обоих случаях.
Враг моего врага
При этом понятно, что приход Ющенко осложнит жизнь русских на Украине – это обещано. И не только, может, на Украине, и не только русских… Будет НАТО у Днепра, будет дезинтеграция экономик и прочее из набора. Путину не надо быть великим геополитиком, чтобы приехать в Киев и поддержать Януковича. Однако друг моего врага – ясно кто. В итоге часть Москвы радеет за профессионального разоблачителя москалей.
Пока что открытая оппозиция «режиму», настоящая, искренняя – господин Басаев и соратники. В московских офисах и кофейнях собрались все-таки более скромные люди. С приходом Ющенко официальный центр российского сопротивления с песнями и шампанским перебирается Киев. Все «комитеты-2008», вся солянка, от ультраправых березовцев до ультралевых лимоновцев, радостно стусовывается у Днепра. В условиях более, нежели «человеческих». Делить почти нечего, гранта хватит на всех, делать же – непочатый край. И, собственно, шла игра за эту площадку.
Стране это мотивировали необходимостью «гражданского общества». Президент не вполне гражданский, его надо бить везде: на земле, на воде, на Украине. Принцип «что хорошо Васе (Газпрому, Путину, Ходору) – то хорошо стране» у приличных людей считается, конечно, малоприличным. Альтернатива - «что плохо Васе – то хорошо стране» - прилична не более. Но можно загнуть и круче: «что плохо Васе – то хорошо стране, даже если это плохо стране». Загнули. Никто особо не удивился.
Нюансы империализмов
Еще россияне, как известно, не любят Буша. Простой народ не может простить ему простоты. «Ну, как такой глупый человек может управлять такой большой страной?» - возмущается персонаж из Гадюкино. Вообще-то на Западе все собрано так, что от интеллекта первого лица мало что зависит. Пока Русь экспериментировала с добрым царем, там решили, что царь не бывает добрым. И не может таковым быть, равно как особо умным, особо честным и т.п. И стали минимизировать издержки от заведомого плохого начальства. Собирать систему, где за людей решали бы механизмы. И чего-то достигли. Поэтому ай-кью нашего слесаря может превысить ай-кью их президента, но их слесарь будет жить лучше нашего. Впрочем, это уже какой-то учебник политологии...
Упреки в «империализме Буша» поверхностны. Считается, что республиканцы агрессивнее демократов, так вот повелось. У них действительно разные проекты глобализации, но вопрос, какой человечнее – по отношению к человечеству вообще, и к России в частности. Для республиканцев это – предельный экспансионизм, превращение мира в «зону интересов США», т.е. с опорой на привычное государство-империю, для демократов – идеальная глобализация, где даже само государство под названием США излишне, оно растворяется в чистом господстве плавающих сетей управления, глобальных систем безопасности, капиталов и информации. Это теоретически, а практически… никто в России не замечает, что американские сторонники войны в Сербии – как правило, противники войны в Ираке, и наоборот. И значение войн различное: сербская агрессия – открывает Европу для ислама, иракская – закрывает (угадайте сами, что выгоднее для РФ: если вы не евразиец, то угадаете). В прошлом году демократическая партия еще обсуждала: а не двинуть ли в президенты Уэсли Кларка? Это генерал, в Сербии 1999-го он командовал объединенным корпусом НАТО. И походя начал мировую войну, приказав атаковать россиян, идущих на Приштину. Его приказ тогда не был выполнен. В итоге генерал не вошел в мировую историю.
Это все к вопросу эксклюзивной кровожадности Джорджа Буша.
Интересно, однако, за что не любят Буша (или любят Керри) россияне более сложные. Их-то чем обидел американский народ, выбрав себе «диктатора»?
Мотивировка та же, что и в случае любви к Ющенко. Вот красноярец, доход - пара тысяч долларов, красноярец, так скажем, гуманитарный (об известной фамилии умолчу). Можно предположить, что красноярец сечет в политике. Он искренне, с чувством болел за Керри, будучи, в своем представлении, последовательным либералом. То есть приход администрации Керри нужен, чтобы выпустить Ходорковского, «решить чеченский вопрос» и обустроить прочие гражданские штуки. Предполагается, что демократы, в отличие от республиканцев, начнут прессовать Россию всерьез. Ну а чем хуже для Путина – тем понятно что.
В общем, дискурс цветет и пахнет.
Подарок для Керри
Ну и, возвращаясь на грешную землю, местную и родную. Красноярск, заседание «клуба молодых политиков» (сразу оговорюсь, что институция нужная, по меньшей мере, в ее проекте). Выходят молодые политики и все почти ругают режим (еще раз оговорюсь, что мне он тоже не сахарный). Каждый второй особо ругает за вертикаль и отсутствие, значит, свободы слова. Ну, нет, ироды, свободы слова, взяли и не отдали. Никто при том не смеется, серьезные все. Такая вот иллюстрация.
Нормальный правозащитник сейчас – фигура пелевинского мира сплошных ирреальностей. То есть это мир, где чего не хватишься – ничего нет. Наш правозащитник защищает то, чего еще нет – гражданина, которому свободы нужны для дела, от того, чего уже давно нет – тоталитарного государства. Иногда это зрелищно, но… дискурс ирреален, как, в свое время, политэкономия социализма.
Реальные пацаны – это не граждане. Паханат – не тоталитарное государство. Гражданские свободы – риторическая фигура. Население, кстати, потому и не заметило защемления гражданских свобод, что на девять десятых граждан РФ они не распространяются. И – в существующей динамике паханата всея России – не распространятся никогда. Более того, девять десятых – не любят одну десятую. И наивно радуются, когда одни элиты мутузят других. Правда, все они в единой логике паханата, но… это уже отдельная тема.
А видеозапись того, как молодежь отчаянно обличает режим, надо бы, наверное, выслать Керри. Чтобы порадовался.
Александр СИЛАЕВ