Главная
>
Статьи
>
«Пиковая дама»: первое концертное исполнение популярной оперы в Красноярске

«Пиковая дама»: первое концертное исполнение популярной оперы в Красноярске

19.11.2004
6

Опера, в отличие от драмы, никогда не была искусством для широких масс. А некогда, в эпоху Николая I, так вообще считалась сущим наказанием. «В оперу их всех, в оперу!» - грозно восклицал император, когда ему докладывали о провинностях молодых офицеров. С тех пор, казалось бы, времена изменились, но… Как говорят в Красноярском оперном, балет нравится многим, но чтобы любить и понимать оперу, нужно обладать особым вкусом.

К чему я все веду? Красноярский театр оперы и балета не страдает снобизмом и высокомерием по отношению к публике. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Нет у вас, граждане, желания заглянуть в наш театр, мы выйдем к вам сами. И выходят же! Накануне открытия прошлого сезона артисты устроили концерт прямо на улице, перед входом в театр. Незабываемое зрелище! Да и другие приемы для привлечения внимания здесь тоже в ходу. Гала-концерты ведущих солистов, приглашение звезд российской оперы для участия в отдельных спектаклях. Последнее новшество – концертное исполнение опер. В качестве пробного шара запустили признанный хит – «Пиковую даму» Чайковского.

Голь на выдумки хитра. Тема скудного финансирования театров давно уже навязла на зубах. Концертное исполнение опер позволяет убить сразу двух зайцев: и деньги сэкономить (которых все равно нет), и побаловать зрителей премьерой. Говорят, такая форма сейчас чрезвычайно популярна не только за рубежом, но и в России. Вот и до нас докатилось.


«Пиковая дама» Чайковского

Чем удобно концертное исполнение? Не только нет нужды тратиться на костюмы и декорации, но и времени и сил на подготовку концертной версии уходит гораздо меньше, чем на полноценный спектакль. А это значит, что можно подготовить немало таких концертных программ за сезон. И, наконец, еще один плюс – динамичность происходящего. В концертном исполнении используются только самые известные, излюбленные публикой, хиты. А чтобы непосвященные не потеряли логическую нить происходящего, паузы между вокальными номерами заполняет ведущий. В «Пиковой даме» в этой роли выступил народный артист России Валерий Дьяконов из театра им. Пушкина, который зачитывал целые куски из пушкинского текста. Как показала премьера, зрителями такой подход воспринимается очень благожелательно, а кем-то даже восторженно.

Само исполнение, за редким исключением, тоже не вызывает нареканий. Особенно восхищает Лиза в исполнении Светланы Рацлав-Левчук. Очень красивая, обаятельная, с сильным вокалом, - такое ощущение, что артистка просто купается в своей роли! «Уж скоро полночь, а Германа все нет» - кто из любителей оперного искусства не знает эту знаменитую арию? Такая печаль, такое страдание в голосе Лизы, у которой уже почти не осталось сомнений, что Герман ее обманывает… Красноярской артистке удалось очень точно передать все интонации, все чувства своей трагической героини.

Под стать ей и заслуженная артистка России Жанетта Тараян в роли старухи графини. Казалось бы, концертное исполнение не предполагает какой-то актерской игры. Оркестр театра в это время находится на сцене, а солисты выходят поочередно, чтобы исполнить свою арию или дуэт. Не сыграть. И, тем не менее… Тараян не статична. Вот она повела рукой, словно отгоняя надоевших служанок. Вот в изнеможении оперлась на спинку стула. Артистка настолько достоверна, что не возникает ни малейших сомнений: графиня именно такая. Пусть даже на ней современное концертное платье, а не старинное облачение.


Взято здесь: http://itechnology.ru/foto/02.html

К сожалению, Герман (Анатолий Пилипенко) явно уступает своим партнершам. Невыразительное исполнение, негромкий голос – в дуэтах с Рацлав-Левчук и Тараян его просто не слышно. Коронная ария Германа «Что наша жизнь? Игра!», один из самых популярных оперных шлягеров, в его исполнении не вызывает никакого восторга. А неумеренная артикуляция, если не сказать, гримасы во время пения просто раздражают. Если кто помнит мультик-пародию на оперу про зайца и охотника, Пилипенко – один в один тот мультяшный тенор-заяц. Он-то как раз не утруждает себя попытками хоть как-то оживить свой образ. Такое ощущение, что на сцене не живой артист, а манекен. Изрядно побитый молью.

И все же, не хочется заканчивать обзор на грустной ноте. Тем более что на исполнение партии Германа назначен еще один артист, лауреат международных конкурсов И. Борисов, - может, не все еще потеряно! А пока же хочется от души похвалить молодую артистку Екатерину Бузунову, чьего имени почему-то даже не оказалось в программке. И совершенно напрасно! Бузунова (Прилепа) и Елена Авдеева (Миловзор) так задорно исполнили пастораль «Искренность пастушки», что вряд ли это кого-то могло оставить равнодушным. Зал взорвался аплодисментами. Кстати, в этом сезоне красноярских поклонников оперы ждут еще несколько приятных сюрпризов. В концертном исполнении прозвучат знаменитые оперы «Турандот» Дж. Пуччини, «Любовный напиток» Г. Доницетти и «Итальянка в Алжире» Дж. Россини.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать