Главная
>
Статьи
>
«Личный номер»

«Личный номер»

10.12.2004
6
Режиссёр: Евгений Лаврентьев
В ролях: Алексей Макаров, Вячеслав Разбегаев, Луиз Ломбард


«Личный номер»

Когда не слишком талантливые начинающие кинодеятели берутся по государственному заказу снимать пропагандистский боевик, в результате может получиться всё что угодно, однако хорошее кино – лишь в исключительных случаях. На этот раз на большие экраны под названием «Личный номер» и с гордым слоганом «Остаётся только побеждать» просочилось пафосно-патриотическое недоразумение категории «B». На этом занятой читатель вполне может и закончить ознакомление с этим обзором, поскольку нижеследующий текст лишь развивает мысль, изложенную в первом абзаце, и представляет собой ни что иное, как брюзжание человека, раздражённого бессмысленной тратой двух часов на просмотр глупого и дешёвого (размер бюджета ничего не меняет) фильма.

Сюжет этой незамысловатой второсортной ленты особой оригинальностью похвастать не может. Вдохновение авторы явно черпали в выпусках новостей последних лет и старых американских боевиках, поэтому как развитие событий, так и финал не только легко предсказуемы, но и кажутся до боли знакомыми. Бравый майор ФСБ Смолин (личный номер 40021) во время спецоперации в Чечне попадает в плен к террористам-сепаратистам, командует которыми подозрительно светловолосый негодяй славянской наружности. Под пытками майор перед видеокамерой признаётся, что по заданию «партии и правительства» взрывал дома в Москве, Буйнакске и Волгодонске. Бандиты, вывозя за границу кассеты с компроматом и самого майора, попадают под обстрел, в результате которого гибнут все, кроме Смолина (Алексей Макаров) и белобрысого злодея, которому удаётся бежать, прихватив одну из кассет.


«Личный номер»

Героический майор вновь попадает за решётку, только на этот раз к своим, а «антигероический» мерзавец едет в тёплые края, где проживает его босс – опальный российский олигарх Покровский (Виктор Вержбицкий), жаждущий испортить жизнь пребывающим у власти «равноудалителям», ради чего даже готов пойти на преступный сговор с арабскими террористами из организации «Аслан Аллах». Покровский договаривается с арабами, которые при его содействии должны организовать захват московского цирка, а потом пригласить олигарха для урегулирования кризиса. Вместе с террористами в Москву отправляется белобрысый и помощник Покровского чеченец Умар (Вячеслав Разбегаев), от которого босс решил избавиться. Вот только для злобных арабов захват цирка на Цветном бульваре служит лишь прикрытием для главной акции – они планируют распылить над Римом радиоактивные вещества, которые «превратят вечный город в вечно мёртвый город».

Но планам террористов, конечно же, не суждено сбыться, потому что им будут противопоставлены «мужество и героизм Смолина», «самоотверженность и профессионализм Кэтрин Стоун», «твёрдость духа чеченца Умара». Кэтрин Стоун (Луиз Ломбард) – это такая героическая британская журналистка, с самого начала помогающая Смолину и готовая пожертвовать собой ради спасения заложников, в общем, не журналистка, а мечта Ястржембского. Финал картины – это вообще ожившие (к сожалению, только на экране) грёзы наших силовиков и мидовцев. Судите сами: заложников освобождают, вроде даже без жертв (хоть бы один раз такое случилось в реальности), бомбу в самолёте обезвреживают при содействии натовских специалистов, а лагерь террористов в Катаре (интересно, почему именно там?) уничтожают при полнейшем одобрении и поддержке западных союзников.


«Личный номер»

Такое вот «славное» актуально-антитеррористическое кино. Правда, фильму не хватает зрелищности и лоска, присущего подобным голливудским картинам. Может, авторам денег не хватило, может - мастерства, а патриотический и пропагандистский пафос, на который была сделана ставка, кажется сегодня совершенно неуместным. В общем-то, «Личный номер» состоит из сплошных недостатков: невнятный и размазанный сюжет, которому явно не достаёт динамики (хотя в некотором смысле фильм можно назвать и увлекательным), масса необязательных, но «значимых» персонажей и событий, должных, видимо, иллюстрировать официальную позицию властей по широкому кругу вопросов. А вдобавок ещё и откровенно слабые (за исключением, пожалуй, Вержбицкого и Разбегаева) актёрские работы – на Джона Эймоса и Юрия Цурило, играющих, соответственно, натовского адмирала и российского генерала, руководящих спецоперацией, без слёз смотреть невозможно, а Мария Голубкина в образе жены Смолина – это просто позор какой-то.


«Личный номер»

Сплошная пропаганда, напрочь лишённая смысла и убедительности, хотя, возможно, на кого-то это может и подействовать. Срисованный с Березовского опальный олигарх, заботящиеся о людях генералы, чекисты с чистыми руками и горячим сердцем, успешные операции по спасению заложников – это даже не смешно, это очень и очень грустно. И очень неприятно, что этот дешёвый фильм паразитирует на всех тех трагических событиях, которые происходят в России. Если же говорить в связи с «Личным номером» просто о кинематографе, то, во-первых, остаётся лишь сожалеть об утраченных традициях советского пропагандистского кино, которое снимали так профессионально и талантливо, что и сегодня, когда империя давно рухнула, а мифы развенчаны, смотрится оно с удовольствием и интересом. Во-вторых, вызывает крайнее недоумение то, как государство видит будущее нашего кинематографа, ведь «Личный номер» снимался при поддержке федерального агентства по культуре и кинематографии.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать