Главная
>
Статьи
>
Виктор Болотов: «Единый экзамен – это термометр, отражение того, что происходит в школе»

Виктор Болотов: «Единый экзамен – это термометр, отражение того, что происходит в школе»

09.06.2003
0

Болотов Виктор Александрович, заместитель министра общего и профессионального образования РФ.

Родился 5 июня 1952 г. в г. Улан-Удэ. В 1975 году окончил математический факультет Красноярского государственного университета.

1986-1990 гг. — декан факультета психологии Красноярского государственного университета. С 1990 г. — работает в Министерстве образования РФ, 1992-1993 гг. — заместитель министра образования РФ, 1993-1996 гг. — первый заместитель министра образования РФ.

С 1996 года - заместитель министра общего и профессионального образования. Координирует работы в области лицензирования, аккредитации и нострификации, книгоиздания, работы библиотек и военной подготовки, гражданской обороны.

Курирует: Управление лицензирования, аккредитации и нострификации, Управление книгоиздания, библиотек и информационно-методического обеспечения, Отдел военной подготовки и гражданской обороны. Кандидат физико-математических наук, доцент; действительный член Академии естественных наук РФ.

Автор свыше 50 научных работ по математике и педагогике.

Семейное положение: женат, есть дочь.


Виктор Александрович Болотов

Виктор Александрович, Вы один из идеологов введения единого государственного экзамена. Если говорить коротко, ЕГЭ – что это?

- Единый экзамен – это термометр, это отражение того, что происходит в школе. Просто мы никогда раньше не знали, что реально происходит в России, в крае, в конкретной школе – кто на сколько знает, скажем, физику или математику. Никто этого не знал. А школы на этом спекулировали, использовали такие аргументы: «наши ребята хорошо поступают в такой-то вуз на такие-то факультеты». Вот это был показатель. Или, например, «наши ребята выступают на олимпиадах и выигрывают». Но об этом только в некоторых школах говорили, а в большинстве школ не было такой положительной тенденции. Сейчас мы не ставим перед собой цель, чтобы каждый выпускник шел в вуз.

Сейчас это стало модным…

- Да, может быть, это и стало модным. Но я лично знаю много ПТУ и техникумов, где конкурс не меньше, чем в университет. В прошлый мой приезд в Красноярск я был в одном из СПТУ. Так вот, в этом ПТУ при поступлении всегда большой конкурс, потому что там такие вещи руками делают!… Поделки из дерева, камня и так далее… Выпускники этого ПТУ, во-первых, на всю жизнь получают профессию, а во-вторых, эта профессия более высокооплачиваемая, чем, скажем, профессия инженера. И масса ребят, которым нравится делать что-то своими руками, очень хотят учиться в этом ПТУ. Разве это плохо?

У меня у самой младшая сестра учится в техникуме, пока у нее профессия «штукатур-маляр», но она собирается затем в вуз…

- Тоже правильно. Знаете, хороший отделочник живет сегодня гораздо лучше, чем масса людей с дипломами - даже архитектурной академии. Не надо родителям ставить перед ребенком цель: только высшая школа. Эта ориентация немножко искусственная, она придуманная. Средства массовой информации тоже внесли в это свой вклад. Где сегодня то, что было в советские времена, когда о хорошем рабочем рассказывали по телевизору, писали о нем? Вы видели хотя бы один репортаж про хорошего отделочника, так, чтобы показали, как классно ребята работают? Наверное, и не вспомните.

Нет, не вспомню. Не в последние 10 лет, во всяком случае…

- Кстати, и учителей возьмите, про них ведь в прессе тоже ничего нет, разве только в связи с конкурсом «Учитель года».

У меня есть такое ощущение, что единый экзамен сразу делит детей на могущих и не могущих поступить в вуз. Выпускник видит результаты теста и понимает, что его знания - не для института.

- Не совсем так. ЕГЭ – это «два в одном», выпускной экзамен и вступительный одновременно. Кто сегодня имеет преимущество при поступлении в высшее учебное заведение? Это ребята, которым посчастливилось учиться в так называемых договорных школах, когда заключается контракт с вузом, и преподаются наряду с общими и университетские дисциплины университетскими же преподавателями. Такие ученики сразу получают оценки и в аттестат, и в экзаменационный листок.

Вторая категория – это те, кому удалось позаниматься на подготовительных курсах, они, как правило, живут в большом городе, и у родителей есть деньги. Школьник, например, из Бирилюсского района не имеет ни первого, ни второго, ни третьего. Он поедет в чужой город, получит место в общежитии, до окончания экзаменов истратит немало денег на проживание в большом городе, а поступит ли? Сегодня, если мы введем этот эксперимент, то дадим возможность выпускнику, если у него хороший балл, послать документы в выбранный вуз и ждать, пока его зачислят. И во многих районах все больше и больше детей, не выезжая из райцентра или села, поступали в высшие учебные заведения по конкурсу. Вот он – самый главный плюс. Единый экзамен по России и, в частности, по Красноярскому краю, показал, что многие ребята из сельской местности показывают результаты выше, чем городские. И у них появляется возможность конкурировать с горожанами.

И, конечно, ЕГЭ не может отсекать навсегда от вуза. Если я плохо сдал в этом году, но хочу поступать в вуз, я могу снова поступать на следующий год.

Виктор Александрович, скажите, когда будет окончательно отработана система взаимосвязи – чтобы выпускник сдал ЕГЭ, разослал результаты в вузы, которые ему интересны, и дождался ответа. Чтобы ему ответили, даже если он не прошел по конкурсу?

- Я думаю, что через три года мы выйдем на такую систему. Однако некоторые специальности потребуют очного знакомства с абитуриентом, так сказать, «живьем». Например, те профессии, которые предполагают творческий подход. Сейчас идет обсуждение специальности «журналистика» – нужна очная встреча или нет. Потому что частенько родители нанимают профессионала для своего чада, и он пишет материалы, подписываясь именем абитуриента. Их, конечно, публикуют – и родители отсылают материалы в институт. Наш народ весьма изобретателен.

Ходят слухи о том, что в школе планируют перевести привычную пятибалльную систему оценки на 12-балльную…

- Определить, сколько баллов должно быть в шкале - это большая проблема. Дело в том, что 4-балльной школьной оценки (кол ставят только за поведение) не хватает. А 12-балльная система получается вот как: плюсы и минусы к каждой оценке тоже учитываются. Таким образом, каждая оценка как бы распадается на три. Три умножить на четыре – получается 12. Но сейчас идет обсуждение, 12 или 20 баллов вводить вместо обычных пяти. Решение будет приниматься только после того, как мы с учителями посоветуемся, а потом с населением. Введение новой шкалы – задача не этого года.

А как насчет не 20 баллов, а 50-100?

- Это нереально. В едином госэкзамене сто баллов и останется, потому что там оценка «накопительная». А как это в школе применить? Как разобраться учителю, кому ставить 49, а кому 50. Это же какая должна быть голова, чтобы все нюансы запомнить!…Так что остановятся, я уверен, на 20 баллах и не выше.

Виктор Александрович, как Вы оцениваете с Вашей замминистерской точки зрения уровень краевого образования?

- Красноярье - один из передовых регионов России по уровню образования. Здесь работает очень интересная команда, здесь замечательные школы. Многих краевых педагогов можно смело отнести к элите российского образования. Но очень важно теперь не «напортачить», потому что периодически появляются идеи и проекты, которые вряд ли сделают лучше, а хуже могут сделать. И тут все зависит от дальнейшей политики администрации края.

Вы – основатель психолого-педагогического факультета КГУ, а специальность у Вас математическая. Как так?

- Все началось с Краевой летней школы, в которой мы начинали работать с Владиславом Бытевым, с Исааком Фруминым и командой под эгидой Вениамина Соколова (бывшего ректора КГУ). Мы стали задаваться вопросами: чем мы занимаемся в летней школе, чему, кроме математики и физики, мы учим детей? Чувствовалось, что нам не хватает каких-то знаний для полноценной работы.

И Соколов сказал однажды: «Хватит ругать школу, давайте-ка готовить настоящих учителей». Вызывает меня и Фрумина и говорит: «Ты будешь директором школы («Универс»), а ты будешь деканом психолого-педагогического факультета госуниверситета. Претензии не принимаются, идите и работайте». Теперь, через 16 лет, видно, насколько нужным оказалось это решение.

Можно несколько слов о Вашей личной жизни? Я знаю, что Вы увлекались в юности скалолазанием, а как сейчас?

- Совершенно никак. В Подмосковье «Столбов» нет, а заниматься скалолазанием надо серьезно, уделять этому много времени. В Красноярске это было просто – в субботу-воскресенье махнул на Столбы, а из столицы надо куда-то лететь. Так что, работа, работа и работа.

У меня, московского чиновника, две командировки в неделю. Кроме того, все субботы рабочие. В воскресенье занимаюсь домашними делами. Иногда случается и помахать ракеткой, но это нечасто.

За книжными новинками следите, в кино ходите?

- О новинках мне либо дочь говорит, либо мои знакомые: это ты должен прочитать. Вот я беру и читаю. И так же с кинофильмами. А все остальное время – работе.

Беседовала Татьяна Сальникова

Рекомендуем почитать