Дорогие читатели! Увы и ах, но обстоятельства по-прежнему не позволяют мне встречаться с вами так часто, как хотелось бы. Я, Надя Бохан, благодарю вас за внимание и говорю вам «до встречи!». Передаю бразды правления новому автору и надеюсь, он будет держать их в ежовых рукавицах. А почему в ежовых, и что это за рукавицы, он вам сам и расскажет.
Тайну происхождения обыкновенных рукавиц мы уже открыли, попытаемся на сей раз разведать родословную «ежовых рукавиц», их применение и прочее.
На первый взгляд, всё достаточно прозрачно – наверняка, это рукавицы, изготовленные из ежей. Воображение живо рисует отважного портняжку, которому пришла в голову безумная идея пошить из шкурок маленьких безобидных и даже полезных (с точки зрения садоводов-огородников) фырчащих животных одежду для рук. Очевидно, однако, что никакой ценности, кроме эстетической и воспитательной, такие рукавицы не представляют. Тем не менее, эта чудовищная догадка о швеце, не слыхавшем о Гринписе, не так далека от истины. В толковом словаре Даля утверждается, что из игольчатых шкурок шились специальные намордники для подросших телят, чтобы корова не давалась им сосать.
А при чём тут рукавички?
Вспомним род князей Голицыных. Своей фамилией они обязаны широко известным в узких кругах голицам. Так назывались рабочие верхонки из грубой кожи без шерстяных или меховых подкладок. Облачившись в них, можно безболезненно для себя делать почти всё что угодно: хоть ежей ловить. Этому нехитрому занятию с их помощью преимущественно и предавались. Ну, а голицы оттого прозвище получили – «ежовые рукавицы».
Фразеологический оборот «взять кого-то в ежовые рукавицы» родился из малоизвестной русской поговорки «ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься» и не менее малоизвестной русской пословицы «Ежёвая голица – учить мастерица». В XIX веке с лёгких рук писателей, которых мы привыкли называть нашим всем, он стал часто использоваться в литературе, что, натурально, принесло ежовым рукавицам их славу.
Помните неудачную попытку Петруши Гринёва без зазрения совести обмануть престарелого немца-генерала в «Капитанской дочке»?
– Теперь о деле... К вам моего повесу... гм... «держать в ежовых рукавицах»... Что такое ешёвы рукавиц? Это должно быть русска поговорк... Что такое «дершать в ешёвых рукавицах»? – повторил он, обращаясь ко мне.
– Это значит, – отвечал я ему с видом как можно более невинным, – обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли, держать в ежовых рукавицах.
– Гм, понимаю... «и не давать ему воли»... нет, видно ешёвы рукавицы значит не то...
Ровно через сто лет, в тридцатых годах двадцатого столетия словосочетание «ежовые рукавицы» приобрело чрезвычайно зловещий смысл. По иронии судьбы, НКВД СССР в то время возглавлял Николай Ежов.
На плакате художник Б. Ефимов изобразил самого комиссара, крепко держащего за горло гадину с головами «троцкистско-бухаринско-рыковских шпионов, вредителей, диверсантов».
Примечательно, что после того, как главный наркомвнуделец в 1939 году оказался на месте своих жертв, ежовые рукавицы не переименовали в «бериевые».