Исполнительный директор Благотворительного фонда имени В.П.Астафьева
Родилась 20 февраля 1975 года в Красноуральске Свердловской области.
Отец Александр Николаевич – известный в области журналист, лауреат многочиленных премий, приглашен для работы в редакцию "Красноярский рабочий" (г. Красноярск).
В 1992 году поступила на факультет филологии и журналистики КГУ.
Одновременно училась на двух специальностях – журналистика и переводчик с китайского.
С 1992 года и до сегодняшних дней журналист газеты "Комок".
С 1993 – автор сценария программы "Волшебный микрофон".
С 1995 автор, ведущая программы "С приветом" (ТВК).
В 1998 году -- поступила в Литературный институт (Москва).
С 2000 года – автор программы "Самородки" (7 канал).
В 2001 году вышла в свет книга "Рассказы про девочку Ваську" (издательство "Олма-пресс", Москва).
В 2001 году лауреат премии имени Астафьева за серию очерков в газете "Комок" и программу "Самородки".
В 2002 лауреат премии "Вдохновение".
С 2004 года является исполнительным директором Благотворительного фонда имени В.П.Астафьева.
Мама четверых детей.
Дарья, вскоре в Красноярске состоится семинар молодых литераторов «Очарованные словом», проводимый фондом имени В.П. Астафьева. В чем специфика семинара?
Фонд существует уже 11 лет. Можно сказать, что в течение этого времени мы только собирали урожай, но ничего не садили. Однако престиж фонда и профессиональный уровень участников нашего конкурса необходимо повышать, и в этом семинар молодых литераторов очень помогает.
Особенностью семинара является то, что он впервые будет совмещён с подведением итогов конкурса и вручением премий фонда Астафьева. Все авторы, которые присылали нам свои работы в течение года, также приглашены для участия в семинаре. Он будет проходить по трём секциям – проза, поэзия и «Ранний дебют».
Секцией прозы будут руководить известный писатель из Петербурга Михаил Кураев, давний друг Астафьева, Евгений Попов (москвич, бывший наш земляк) и Олег Павлов, тоже столичный писатель, рвущийся к нам в Сибирь, на родину Виктора Петровича. Секцией поэзии руководят красноярский поэт Роман Солнцев, поэтесса Римма Казакова, а также известный критик и литературовед Лев Аннинский. Секцию «Ранний дебют» возглавит красноярка Марина Саввиных (поэт, директор литературного лицея, первый лауреат Астафьевской премии), а помогать ей будут молодые поэты Иван Клиновой, Антон Нечаев и Татьяна Долгополова. Все трое – лауреаты Астафьевской премии. Наши красноярские мэтры также будут проводить для семинаристов мастер-классы. Почти все члены жюри семинара были личными друзьями Астафьева и приезжают сюда главным образом для того, чтобы поклониться его могиле.
В рабочем плане семинара – лекции и мастер-классы. Запланирована поездка в Овсянку, на родину Виктора Петровича.
Какова география участников семинара?
Всего приглашённых – 88 человек, из них примерно половина – жители Красноярского края, остальные приехали со всей России, от Дальнего Востока до Украины и Казахстана. Да ещё 50 человек из самого Красноярска.
А сейчас можно назвать имена тех участников, чьи сочинения особенно понравились мэтрам?
Да, конечно. Из красноярцев это священник отец Виктор (Теплицкий), представивший драму «Королевское сердце». Также заинтересовали мэтров работы поэтессы Ольги Рычковой из города Электросталь Московской области и прозаика Евгения Мамонова из Владивостока.
Что касается премий нашего фонда, то уже сейчас я могу назвать тех ребят, кого решили наградить за ранний дебют. Это Максим Бебешев из Ермаковского района, Владислав Карпов из Норильска и Надя Никифорова из посёлка Танзыбей. Премии будут вручаться по четырём номинациям: проза, поэзия, «Иной жанр» (публицистика, критика, драма и журналистика) и «Ранний дебют».
Я слышала, что в Красноярске издадут литературный сборник произведений всех лауреатов конкурса Астафьева?
Да, это действительно так. 19 октября текущего года состоится презентация этой книги. Она так и называется – «Первый сборник лауреатов премии Астафьева». В нем собраны лучшие работы, которые боролись за премию Астафьева в течение 11 лет, со дня основания фонда. Сборник оригинален тем, что имеет молодежный дизайн. Кроме того, к каждой книге прилагается DVD с фильмом Михаила Литвякова «С Астафьевым за Царь-рыбой». На диск также вынесены в печатном виде все произведения, вошедшие в сборник. Это первая книга в Красноярске подобного формата. Будет выпущена тысяча экземпляров сборника наших лауреатов. Сразу после презентации начнется продажа этой книги в Литературном музее.
Каковы планы фонда Астафьева на ближайшее время?
Во-первых, мы хотим провести презентацию нашей премии в разных городах Сибири. Благодаря этому о премии будут знать и жители других регионов, наши соседи. Нам удастся популяризировать имя Астафьева, чтобы как можно больше людей читали его произведения, а через них знакомились с природой, бытом Сибири и характером сибиряков. Вполне возможно, что путешествовать по городам мы будем вместе с лауреатами нашего фонда.
Кроме того, планируем провести презентацию фонда в Москве в литературном институте имени Горького. Хотим устроить музеи памяти Виктора Петровича в красноярских учебных заведениях, названных его именем, – училище и педагогическом университете. Еще хотим создать в Красноярске литературный троллейбус и запустить его по маршруту, который проходит мимо большого количества учебных заведений. По замыслу, в нем будут оборудованы специальные ящички со стихами лауреатов и претендентов Астафьевской премии. Надеемся, это повысит культуру чтения. Но пока мы не можем реализовать все планы по причине отсутствия достаточного количества финансов.
Ну это в планах…А на данный момент заметны существенные изменения в работе фонда по сравнению с тем временем, когда он открылся? Все-таки прошло 11 лет!
Я думаю, что с каждым годом наш конкурс становится все более демократичным. Если раньше, для того, чтобы принять участие в борьбе за премию Астафьева, было необходимо иметь рекомендацию Союза писателей, то теперь достаточно послать рукопись по электронной почте и вставить в письмо свою биографию. Единственный ограничивающий критерий – возраст автора не должен превышать 35 лет. Хотя и из этого правила есть исключения. Все зависит от конкретной ситуации. Иногда на конкурс попадают и работы писателей возрастом до 40 лет.
А Ваша писательская карьера как началась?
У меня папа журналист. Работал в жанре очерка. Наверное, мне это передалось по генам. Сначала я писала стихи, но однажды, когда мне было 14 лет, мои сочинения настолько жестко разобрали на мастер-классе, что я решила никогда больше не писать для взрослых. Решила, что стану детской писательницей – по характеру мне больше это подходит. В 1992 году я пришла в газету «Комок». Тогда еще она была совсем юная, только-только родилась. Встретила меня в каком-то немыслимом шарфе, в очках с толстой линзой Елена Крупкина, тогда она была литературным редактором. Спросила, что у меня есть из написанного. Я ей: «Пока ничего, но могу стихи писать душевные и сказки». Она: «Стихи не надо. А вот сказки – давай!». И тогда я написала сказку про свою подружку Аньку Васильеву, которую все в классе звали Васька. Образ получился собирательным и ярким. Газете понравилось и с тех пор, вот что странно, для «Комка» я стала писать детские сказки.
Да и к взрослой журналистике я тоже отношусь с наивной простотой. Детский наивный, и в то же время мудрый взгляд помогает созерцать жизнь просто и открыто, ничего не выдумывая. Вообще я с детства мечтала быть журналистом, как мой папа, и донимала своей мечтой родителей. Друг семьи как-то обмолвился, что готовит этнографическую экспедицию на Таймыр, подсчитать уцелевших долган и нганасан. И родители упросили его взять меня с собой. Мол, если выдержишь, тогда поступай на журналиста. Вооружившись бумагой и пером, я улетела на Таймыр, где в полевых условиях жили, питались, работали. Опыта и эмоций хватило. Самое яркое впечатление того времени – путь до деревни Воронцово (дальше уже Диксон) на грузовом корабле. Тогда мне 5 дней пришлось работать коком, заменяя спившегося и отправленного на берег повара. Команда осталась довольной. И заметки получились чудные.
И все-таки, что, по-вашему, делать легче – писать сказки или заниматься «взрослой» журналистикой?
Наверное, проще писать сказки. Потому что, когда ты пишешь очерк, надо суметь разглядеть в человеке его скрытые качества, уловить то, что скрыто за его мимикой, а потом красиво рассказать об этом. Еще в процессе беседы с человеком нужно суметь разговорить его и расположить к себе, что бы он открылся в разговоре с тобой. А создавая сказки, нужно фантазировать. Но с другой стороны, и сказку нужно написать так, чтобы взрослому человеку было интересно ее читать. Можно сказать так, что любой творческий труд непрост – в произведениях должна чувствоваться легкость, но за ней всегда стоят мозоли.
Что же особенного должно быть в тексте, чтобы он привлек внимание читателя и понравился ему?
Мне всегда интересно читать, когда я вижу, что всё, о чем пишет автор, прочувствовано и пережито им. Или пережито вместе с интервьюером. В тексте должно быть соучастие, а не холодные факты и комментарии.
Дарья, каковы Ваши творческие планы?
Жизнь постоянно дает мне работу, и осуществить всё у меня просто не хватает времени! Сейчас мне предложили собрать свои рассказы и опубликовать книжку про моих детей-тройняшек. Она будет называться «Я – мама в кубе!». Там будут мои личные ощущения и впечатления о воспитании детей, советы, развивающие игры, какие-то наработанные методики. Я вот думаю, чтобы окончательно укрепиться в своих знаниях, и подтвердить наработанную теорию, может, еще одну тройню родить? Пойду-ка я у мужа спрошу!.. (смеется)
Как же Вы успеваете растить троих ребятишек, заниматься творчеством, да еще и работать в фонде?
Это просто жесткая организация. У моих детей тоже жесткий режим. Работать сажусь после того, как уложу их спать. А между этим они ревнуют меня к телефону, факсу, компьютеру… Но, может быть, именно этим и прекрасна жизнь.
А в тележурналистику вернуться не желаете? Вы ведь раньше работали в программе «Самородки».
Хотелось бы. Сейчас уже есть два приглашения на два разных канала и в две разные передачи. Одна передача о детях, другая о женщинах. Сейчас думаю. Привлекает меня телевидение тем, что человек я общительный, люблю работать в команде. Веселее радоваться победам вместе. К тому же, хорошие идеи и оригинальные ходы лучше приходят сообща.
Скажите, как начинающему писателю сделать так, чтобы его заметили?
Вариантов много. Можно отдать рукописи в наш фонд, можно принести их в литературный институт или отправить в редакцию литературного журнала. Если человек хочет связать всю свою жизнь с писательским трудом, ему нужно идти учиться в соответствующее учебное заведение. Можно послать свои рукописи на мастер-класс, где мэтры писательского дела выскажут свое мнение о произведении. В Москве можно просто ходить со своей рукописью по издательствам. Например, я знаю, что писательница детективов Дарья Донцова издала свою первую книгу именно так. Возможности есть всегда. Хотя, наверное, это еще и от судьбы зависит. Если тебе предрешено стать писателем, то судьба сама будет давать подсказки, как этого добиться.
Беседовала Наталья Попова