Franz Ferdinand
«You Could Have It So Much Better»
2005, Domino
Слава Богу, Franz Ferdinand в конце концов одумались и не стали называть свой второй альбом точно так же, как и первый (а именно "Franz Ferdinand"). Правда, изменяя название, эти любители тонкой иронии и прочих радостей интеллектуала, никак не могли не съехидничать – и нарекли альбом "You Could Have It So Much Better", что в переводе означает "А могло бы быть намного лучше". Нет, не могло бы – на данный момент времени Franz Ferdinand, пожалуй, лучшая поп-группа на планете, как бы вы к ним не относились. Особенно когда они в ударе и выдают такие стопроцентно хитовые вещи, как диско-рок "Do You Want To" или замечательную, совершенно "битловскую" балладу "Eleanor Put Your Boots On". На этом альбоме FF также вспомнили, что они всё-таки "рок"-группа, так что в вещах вроде "The Fallen", "Well That Was Easy" (где Franz Ferdinand выдают свою версию арт-рока, играясь с переменой темпов звучания) и "Evil and a Heathen" их гитары уверенно увеличивают громкость и звучат мощно и порой даже опасно, как в финальной секции "I'm Your Villain". Впрочем, на ровный альбом их по-прежнему не хватает – поставленная в середине альбома "You're the Reason I'm Leaving" записана как будто исключительно для того, чтобы на альбоме было песен побольше, а финальная "Outsiders" только портит завершение альбома, который по хорошему должен был закончиться предыдущей вещью, элегантно-задумчивой балладой "Fade Together". Впрочем, когда FF в ударе, как уже говорилось выше, равных им нет, и это особенно заметно по заглавной вещи, задиристому поп-панк-гимну, выступающему против апатии и инерции. "Какой-то болван у меня в телевизоре утверждает, что все будет нормально, потому что он носит это, она говорит то, и если мы все купим это, все будет ништяк", поет Алекс Капранос с ехидной усмешкой, после чего утверждает, что ничего не будет нормально, пока мы все не встанем. "Вставай! Вставай!", настойчиво выкрикивают музыканты поверх не менее настойчивого гитарного глэм-панка, и в этот момент понимаешь, что сотни поп-панк-команд были бы готовы съесть свои собственные гитары, лишь бы иметь возможность написать такую захватывающую и прекрасную песню, как эта. Извините, парни – оставьте это дело настоящим героям, таким, как Franz Ferdinand. Уж они-то справятся.
Sigur Ros
«Takk...»
2005, Sony
Примерно на второй минуте "Glosoli", второй композиции на четвертом по счету альбоме исландских волшебников Sigur Ros, случается неожиданное – волшебная и деликатная композиция вдруг взрывается фейерверком блаженного гитарного нойза, уносящего всю композицию в стратосферу. Более того, за шесть минут композиции этот прием повторяется дважды. Не то чтобы такое ранее не было свойственным Sigur Ros – совсем наоборот, это всегда было их фирменным приемом; однако никогда прежде этакие всплески экстатического звука не случались так быстро. «Takk…» исполнен такого теплого и солнечного звучания, что после студеных зимних зарисовок предыдущего альбома «()», чьи пространные композиции тянулись в никуда с торопливостью (и общим настроем) похоронной процессии, это воспринимается как начало весенней капели. На "Takk..." (что в переводе с исландского означает "Спасибо") Sigur Ros нашли наиболее дружелюбное и открытое воплощение своего фирменного саунда – масштабных волшебных колыбельных, медленно, но неотвратимо поднимающихся волнами до крещендо радостного плотного нойза: гитарного, оркестрового или и того, и другого одновременно. Каждая композиция на альбоме, будь то оркестровая "Hoppipola", сказочная колыбельная "Hufupukar", насыщенная капающими звуками пианино и глокеншпилей (до той поры, пока в нее вдруг минуте на шестой не вторгается духовой оркестр, исполняющий совершенно феерическое "ум-па-па"), или более роково-резкая "Saeglopur", неутомимо рвется куда-то ввысь, к облакам и птицам. Это грандиозная, возвышенная и возвышающая музыка. Прекрасная вещь.
Sheryl Crow
«Wildflower»
2005, A&M
Вот именно такие пластинки и надо выпускать осенью – теплые, спокойные, наполненные домашним уютом. "Я проснулась поздно, натянула свитер и спустилась в магазин", поет Шерил Кроу в песенке "Letter to God". "Я стояла в очереди, и вот моя очередь подошла". Практически все песни на "Wildflower" исполнены с такой же подкупающей простотой – этакий звуковой эквивалент ленивого осеннего утра, когда только и хочется, что сидеть у окна, завернувшись в плед, потягивать кофе и размышлять о чем-то не особенно важном. Разумеется, за кажущейся легкостью и простотой скрывается очень тонкая работа со звуком – так, одна только романтическая баллада "Chances Are" (возможно, самый красивый номер пластинки) построена на сдержанном звучании струнных, восточной перкуссии и почти незаметных вкраплениях электроники, придающих исполненной на акустической гитаре вещи глубины и резонанса. В этот раз Шерил Кроу также отказалась от включения в альбом стопроцентных хитов – на "Wildflower" нет ни одной песни, которая бы сразу выделялась из общего звучания альбома. Благодаря такому подходу "Wildflower" звучит целостно и ровно.
Chimaira
«Chimaira»
2005, Roadrunner
Пока нью-металлисты красовались на вершине мира, за их спинами незаметно вырос новый металлический андеграунд, злой и голодный. И вот теперь все эти группы постепенно выходят на первый план, кардинально меняя ландшафт современного "металла". Новую волну чрезвычайно тяжелых групп окрестили "металкором" – парни, подпадающие под это определение, берут все самые экстремальные элементы от предшествовавших им стилей тяжелой музыки и сплавляют их в единое взрывное целое. Бешеные темпы и хлесткие соло трэш-металла, хриплый кричащий вокал хардкора, ультра-насыщенный и громкий гитарный саунд "энгри-металла" первой половины 90-х (Pantera, Machine Head) – в едином комплекте все эти элементы дают новый и захватывающий звук. Секстет Chimaira как раз входит в самые сливки нового (относительно, конечно) движения – и их третий альбом в очередной раз доказывает их статус. Вокалист Марк Хантер рычит и хрипит, словно запертый в чересчур маленькой клетке хищный зверь, два гитариста соревнуются в том, чьи риффы более похожи на летящие с крыши тяжеленные бетонные плиты, а ударник Кевин Тэлли демонстрирует свое виртуозное (и скорострельное) владение игрой на двух бочках одновременно. Разумеется, для непосвященного слушателя все композиции Chimaira покажутся просто отвратительным шумом, однако знатокам и ценителям вкусного металла здесь есть, что ловить. Особенно в те моменты, когда Chimaira попадает в десятку такими яростными номерами, как "Save Ourselves", или вдруг решает поиграть с более медленными темпами, как в "Salvation" или монументальной финальной композиции "Lazarus".
Monolake
«Polygon Cities»
2005, Monolake
Дуэт Роберта Хенке и Герхарда Белеса специализируется на минималистском эмбиент-техно, а-ля первые два альбома корифеев жанра Autechre. "Polygon Cities", их шестой по счету альбом, работает все в том же направлении – это коллекция холодных, гипнотических электронных номеров, засасывающих слушателя куда-то в абстрактные индустриальные пространства. Электронная перкуссия изображает словно некую неутомимую фабрику, занятую недоступной человеческому понимаю работой – то загрохочет листами железа о железо, то защелкает неясными крохотными механизмами, то примется бухать размеренной поступью чего-то огромного, но очень-очень далекого. Поверх этих завораживающих своей механической жизнью ритмов Monolake слой за слоем накладывают различные атмосферные звуки – накатывающие бесформенной волной эмбиентные клавишные, странные копошащиеся шумы, позвякивания колокольчиков. Добро пожаловать в Города-Полигоны, главное, не потеряйтесь здесь.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.