>
>
В очередной раз обновляемся, пускаемся на поиски корней, слушаем заикающихся компьютеров и без зазрения совести разглядываем настоящую Жанну

В очередной раз обновляемся, пускаемся на поиски корней, слушаем заикающихся компьютеров и без зазрения совести разглядываем настоящую Жанну

20.10.2005
4

Depeche Mode
«Playing the Angel»
2005, Mute

Нет, не такой альбом положено выпускать группе-ветерану на 25-м году существования. В таком возрасте надобно расслабляться и спокойно и даже с некоторым достоинством впадать в благостное и ленивое самоцитирование, которое критики и поклонники благосклонно примут за нечто свежее в честь суммарных былых заслуг, а не пытаться вечно искать ускользающее новое звучание. Но Depeche Mode, похоже, на это плевать – иначе с чего они бы вот уже второй раз подряд со времен альбома “Ultra”, возвестившего их возвращение с темной стороны бытия, выпускали альбом, стоящий на голову выше своего предшественника? Да, всё верно – сколь бы ни был хорош “Exciter”, но “Playing the Angel” реально превосходит его по всем статьям. На нем DM совершают роскошный трюк – одновременно возвращаются к саунду своего классического периода альбомов “Music for the Masses” и “Violator” и обновляют его новыми и неожиданными способами. Благодаря продюсеру Бену Хиллиеру, альбом записан в основном на аналоговых инструментах, и звучание DM приобрело от этого новые зловещие краски. Хрипящие синтезаторные партии, открывающие и закрывающие “A Pain That I’m Used To”, жуткий аналоговый пульс, лежащий в основе “A Sinner In Me”, хаотичное облако царапающих слух звуковых эффектов, проглатывающее коду “I Want It All” – Depeche Mode никогда не звучали столь мрачно и дезориентирующе, как на “Playing the Angel”. К обновленному звуку прилагается также комплект великолепных песен – многие вещи намеренно напоминают классический репертуар DM, но в то же время достаточно сильны, чтобы иметь собственное лицо. Так, “A Pain That I’m Used To” отсылает к “Black Celebration”, громоподобный номер “John the Revelator” можно счесть явным наследником “Personal Jesus”, а в “Precious” прорывается моментально узнаваемый бит из “Enjoy the Silence”. Есть на “Playing the Angel” и еще одно новшество – впервые за 25-летнее существование группы на ее альбоме появились песни, написанные не Мартином Гором. Три вещи, “Suffer Well”, “I Want It All” и “Nothing’s Impossible” написал Дэйв Гэхан, и это, в общем-то, отличные вещи, в особенности ритмичная “Suffer Well” и тягуче-страшная “Nothing’s Impossible”, с ее пропущенной через процессоры гитарой. Такими темпами страшно даже и подумать, что Depeche Mode станут делать дальше – если последователь “Playing the Angel” будет лучше его в такой же степени, в какой сам “Playing the Angel” лучше “Exciter”, то это получится совершенно нечеловеческая работа.

 

Black Rebel Motorcycle Club
«Howl»
2005, Echo Label

Удивительное дело – затянутые в кожу рокеры-позеры Black Rebel Motorcycle Club, прославившиеся напористой черно-белой психоделией с многослойным грязно-шумящим гитарным звуком, вдруг записали альбом кантри, акустического блюза и госпела! Если бы группа «Ария» решила бы вдруг заиграть, скажем, трип-хоп, уровень шока был бы наверняка схожим. Самое же удивительное в альбоме “Howl” то, что он получился выше всяких похвал. Парни явно тщательно проштудировали историю корневой американской музыки, и теперь выдают собственные интерпретации с почтением и огоньком. В раскатистом кантри “Ain’t No Easy Way” чувствуется удалой задор амбарной плясовой, “Devil’s Waitin’” исполнен с канонической жанровой мудростью человека, повидавшего на своем веку всякое, а в “Shuffle Your Feet” и “Gospel Song” голоса вокалистов Питера Хэйеса и Роберта Левона Бина наложены друг на друга по столько раз, что получается целый госпел-хор. Знакомый по прежним работам BRMC густой гитарный рок пару раз все же прорывается на альбом – например, в заглавной “Howl” или в финальной “The Line”. Но по большей части парни все же предпочитают акустику, отчего многие вещи, например, “Fault Line”, только выигрывают.

 

Mr. Oizo
«Moustache (Half a Scissor)»
2005, F Communications

Может, кто-то еще помнит некогда пользовавшийся бешеной популярностью клип “Flat Beat”, в котором смешной плюшевый звереныш желтого цвета и неопределенной породы задорно колбасился под упругий аналоговый бит? Это и было творчество французского электронного кудесника, скрывающегося за псевдонимом Mr. Oizo (Мистер Птичка в переводе с французского). В его новой работе под смешным названием «Полножница» вряд ли найдутся вещи, которые получится продемонстрировать в эфире MTV – это довольно радикальная и хулиганская электроника. «Привет, привет всем, это компьютерная музыка», сообщает во вступлении к альбому запинающийся компьютерный голос, и далее начинается залихватское звуковое месиво, этакий инструментальный хип-хоп для роботов-эпилептиков. Сухие аналоговые биты постоянно натыкаются друг на друга, синтезаторные партии и задорные звуковые эффекты валятся в общую кучу, и все пропитано ароматом какого-то горячечного, слегка шизофренического веселья.

 

Жанна Фриске
«Жанна»
2005, CD Land

«Я дарю Вам свой маленький кусочек души! Перед Вами настоящая ЖАННА!» – экстатически сообщает своим поклонникам Жанна Фриске в буклетике своего первого сольного альбома. Судя по этому альбому, настоящая Жанна состоит из все того же конструктора, что и подавляющее большинство остальных поп-звезд – гедонистическое диско, размеренный дынц-дынц-дынц, провокационные костюмчики и общая взаимозаменяемость имен. Жанна, похоже, метит на звание русской Кайли Миноуг, но для того, чтобы это звание можно было считать честно заработанным, ей катастрофически не хватает ни исполнительской харизмы, ни по-настоящему запоминающихся песен. Весь ее сольный альбом напичкан качественными, но весьма бесцветными поп-песнями, которые без малейшего ущерба для конечного результата могла бы с легкостью исполнять любая другая поп-певунья. «Где-то летом» и «Ла-ла-ла» могли бы запросто быть из репертуара тех же «Блестящих», «Загадаю я» (в котором опять красуется неистребимый из голов наших поп-продюсеров вокодер) могла бы исполнять Валерия в ее нынешней инкарнации, а «Ты не закрывай свое сердце» идеально подошла бы для Анжелики Варум. Есть, впрочем, на альбоме и удачи – очень хорош неторопливый стильный номер «На губах кусочки льда», неплох также дуэт с Сергеем Мазаевым, баллада на непременную метеорологическую тему «Ты – мой снег, ты – мой дождь». Ближе к концу альбома, в обязательном прицепе из нескольких ремиксов на самые раскрученные песни, можно также найти довольно милую даунтемпо-версию «Ты не закрывай свое сердце» – простенькую, но весьма эффектную. Вот ты, значит, какая, настоящая Жанна, – пара скромненьких алмазиков и куча ярко блестящих стекляшек.

 

Pelican
«The Fire in our Throats Will Beckon the Thaw»
2005, Hydra Head

Большой подарок тем, кто в принципе интересуется «металлом», но не готов мириться с рычащими и хрипящими вокалистами – коллектив «металла» инструментального. Впрочем, квартет Pelican все же не совсем металлисты до мозга костей – скорее, эти парни когда-то бесстрашно отправились в путешествие по пограничной зоне между сокрушительной гитарной тяжестью «металла» и эпической невысказанной тоской пост-рока и с удивлением обнаружили, что две эти границы отстоят друг от друга не так уж и далеко. В своих масштабных звуковых посланиях из этой пограничной зоны Pelican начиняют смыслом и эмоцией каждый звук, от аккуратного щипка струны акустической гитары до самого оглушительного водопада ревущего гитарного нойза. У их музыки есть цель, есть история – она уверенно движется к определенному месту назначения, совершая по пути неожиданные повороты. Задержите дыхание, когда “Autumn into Summer” на третьей минуте вдруг перейдет от неторопливой элегии к плохо сдерживаемому бурлящему восторгу, который вскоре перерастет в рокочущий взрыв настоящего триумфа. Держитесь крепче, когда “March To the Sea” станет все свои 11 минут методично тянуть вас сквозь безжалостные штормовые волны, то успокаивающиеся ненадолго, то свирепеющие с новой силой. Музыка Pelican не стремится методично лупцевать слушателя обухом по голове, как это делает творчество многих тяжелых групп – она кружит вокруг него, налетает и отступает, возносит его ввысь и швыряет оземь, обрушивается всей своей массой и успокаивает ласковыми прикосновениями. Pelican, как и еще несколько довольно молодых тяжелых групп, таких, как Isis, Neurosis и Mastodon, нашли совершенно новый подход к «металлу», научив его передавать всю мощь, подвижность и силу природных явлений. Прослушивание их альбома – переживание почти физическое. Такое, от которого ни в коем случае нельзя отказываться.

Иванов-Ножиков

 

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать