Фотограф
Фото Александра Купцова
С развитием цифровой фототехники хорошие фотопейзажи перестают быть редкостью. Фотокартины-открытки пестрят в административных зданиях, кафе, отделах и маленьких уголках магазинов. Но, подчас, смотришь на пейзаж, все нравится, но чего-то не хватает: красивая природа, ну и что? Пожалуй, особенно разбалованные в этом смысле сибиряки – выехал за город и вот она – красота, а жителям поселков и деревень и вовсе ехать никуда не надо. Однако, есть иные фотографии. Пейзажи с «настроением». Безусловно, более дорогие фотографии по качеству и содержанию, отражающие откровение природного момента, который так непросто уловить. Такую задачу перед собой поставил красноярский фотохудожник Михаил Вершинин. За четыре года профессиональной деятельности его работы выставлялись на международных выставках, открыли для журнала Digital Photo «Сибирские пейзажи» (февраль 2006 год), его работы о природном заповеднике Красноярска вошли в фотоальбом «Красноярские Столбы». Мы беседуем с Михаилом о том, как уловить неповторимый момент.
С чего началось ваше увлечение фотографией?
Еще в детстве хотел научиться рисовать карандашом, но в деревне, где я жил, не было такого учителя. А фотографией увлекся в четвертом классе школы. Профессионально стал снимать только четыре года назад, когда появилось время и финансовая возможность. Захотелось пожить в удовольствие.
Почему отдали предпочтение пейзажной фотосъемке?
Находясь и живя в городе, последнее время почувствовал себя оторванным от природы. Захотелось вернуться к ее первозданной красоте. Захотелось перенести и зафиксировать эту красоту через фотографию, чтобы она постоянно напоминала о прекрасном.
Я вырос деревне в Алтайском крае. Поэтому хорошо чувствую природу, больше ее понимаю и проникаюсь ей. Занимался скалолазанием и альпинизмом 15 лет – та же природа. В работе мне нравится сам процесс съемки. Отмечаю новое для себя, вижу красоту и фиксирую ее.
Где работали первое время? С чего начали?
В общем, снимал все подряд, чтобы почувствовать композицию и набраться опыта. Первые выходы были с красноярскими фотографами в заповедник «Столбы» и природный парк Ергаки на Западный Саян. Снимал животных в парке флоры и фауны «Роев ручей». По этим работам, кстати, местные авторитетные фотографы критиковали меня. Говорили, что животные сняты как чучело. Я не стал их слушать, отправил фотографии в журнал «National geographic – Россия» и выиграл конкурс (номер за август 2004 года).
Расскажите об условиях фотосъемки в горах, экспедиции? Как выбирается снаряжение?
Зависит от целей экспедиции. В недельном путешествии по Ергакам рюкзак у меня весит больше 50 килограммов. Только аппаратура со штативом – около 25 кг. Набираю аккумуляторов, чтобы долго работать автономно. В набор входит профессиональная фотокамера и вся линейка профессиональных объективов, сорокагигабайтный накопитель. Лучшее время для фотосъемки пейзажей – ранее утро и вечер. И чем более переменчива погода, тем лучше для меня. В этом смысле Ергаки – идеальная площадка. Там очень изменчивые погодные условия, а так же привлекательные формы скальных массивов.
На какой фотоаппарат можно снять достаточно хорошие кадры? Где золотая середина дороговизны аппаратуры и профессиональных кадров?
Смотря где потом размещать кадры. Для небольших фотографий 20x30 может хватить и 5-6 мегапикселей. Такие камеры стоят примерно 10-20 тысяч рублей. Если печатать для полиграфии, то, как минимум нужна полупрофессиональная камера. А лучше профессиональная. Ее стоимость от 1,5 тысяч долларов и больше.
Вы в основном ходите один или с командой?
Ходил с приятелями и с фотографами, но пришел к выводу, что не могу сосредоточиться. Ведь необходимо выбрать объект, понаблюдать за ним, уловить свет, почувствовать природное состояние. Здесь как художник с мольбертом – стоишь один и рисуешь. Для продуктивной работы в группе необходимо взаимопонимание. Хорошие кадры получаются как в одиночку, так и со сработанной группой.
Как выбираете объекты?
Когда я в поездке, то постоянно работаю. Вижу что-то интересное, останавливаюсь и начинаю работать. Есть фотоснимки, снятые по пути с дороги. Интересно снимать не просто саму форму объекта, желательно, чтобы происходило действие – погодные условия. Ясную погоду снимать неинтересно. Это съемка открыточного типа. Хочется найти, то, что другие не снимали, что-то свое. Очень важно научиться видеть то, что другой не видит. Это приходит только с опытом.
Погодные условия… Ветер удалось снять?
Да.
Да?!
Есть фотография, которая на выставках привлекает интерес публики. Хотя вроде темная – снята ночью около четырех часов утра, выдержка 340 секунд. Чтобы снять этот сюжет, я жил на месте три дня. Караулил момент. Всегда хожу с будильником.
Бывает, что снимаю объект спустя некоторое время. У меня есть целый ряд снимков каменного острова на озере Художников в Ергаках. На это место я прихожу, чтобы акклиматизироваться, а заодно проверяю, как он там живет своей жизнью. Четыре года навещаю его (смеется).
Например, на снимке (сверху) присутствует туман нужной интенсивности, создающий загадочность. Такого состояния я ждал на месте целый день. При съемке острова в другое время года (снимок снизу), меня привлек тающий снег, который я использовал в качестве фона. Я ждал три дня, чтобы лучи восходящего солнца осветили снег под необходимым углом, проявляя его необычную фактуру.
Сколько времени уходит на одну фотосессию?
Когда я в путешествии, моя сессия длится с раннего утра и до позднего вечера, а иногда ночью. Делаешь много дублей с разной выдержкой, диафрагмой, чувствительностью. Редко случается снять с первого раза. А, например, снимая молнию, из 700 дублей сделал 3 хороших кадра. Бывает, неделю ходишь – и ни одного кадра. Чтобы почувствовать непредсказуемое поведение природы, нужно пожить на месте некоторое время и проникнуться им. Тогда природа награждает хорошими снимками. Для меня как для фотографа важен сам процесс от начала интересного сюжета, до готовой фотографии. Важно, чтобы было передано состояние и цвет, которые были в момент съемки. Это очень сложно. Видишь одни цвета, камера урезает, на компьютере видишь совсем другое, на печати третье.
А как относитесь к обработке фотографий в графических редакторах?
Пользуюсь им для кадрирования, для придания насыщенности, контрастности. Есть снимки, для которых он вообще не нужен. А вот чтобы вырезать из одного кадра, вставлять в другой – отрицательно отношусь. Но в любом случае цифровые камеры несовершенны, какими бы навороченными они не были. Например, нехватка динамического диапазона камеры.
У вас есть и снимки храмов. Расскажите об этой теме в вашем творчестве.
Я снимаю храмы. В двадцать лет кажется, что события, произошедшие семьдесят лет назад, очень давние. А когда тебе под пятьдесят, вроде, как и недавно уже. Получается, что моя бабушка, прадед ходили в эти храмы. А почему они разрушены? Зацепила меня эта тема. С благословления епископа Антония снял почти все храмы Красноярской Епархии. Из этой серии отправлял снимки на международную Фотобиеннале в Нижнем Новгороде. Половина из представленных фотографий вошли в экспозицию. По всем храмам я делал выписки, когда были построены, когда разрушены, какой приход был. Поразил меня тот факт, что в некоторых населенных пунктах, таких как село Барабаново, количество верующих совпадало с количеством жителей.
И напоследок – что еще хочется снять, что сделать? Знаю об экспедиции российских путешественников, в которой хотите участвовать.
Я принимаю участие в третьем отборочном туре серии экспедиций «Семеро смелых», организованной редакцией журнала «GEO». Третий тур запланирован на осень этого года и пройдет на Дальнем Востоке.
Вся серия состоит из семи экспедиций по пути следования знаменитых русских первооткрывателей XIX века. Ее организовал известный путешественник, кинодокументалист и фотограф Леонид Круглов. Он же был единственным участником первой экспедиции в Эфиопию в 2005 году. В каждой последующей экспедиции добавляется по одному участнику. В последней из них примут участие семеро человек, которые совершат на шхуне кругосветное путешествие в течение полугода.
Кругосветка – это очень серьезное испытание, которое не только интересно само по себе, но и повлияет на мое мировоззрение. Это будет толчком и источником вдохновения. Потому что любое большое испытание способствует развитию творчества.
Беседовала Ольга Мартынова