Главная
>
Статьи
>
Опасный балет у подножия «Эвереста»

Опасный балет у подножия «Эвереста»

23.03.2007
0

Основная кадровая база балетной труппы Красноярского театра оперы и балета - местное хореографическое училище. Но в каких условиях занимаются юные артисты?.. В следующем году Красноярское хореографическое училище отметит свое 30-летие. Но его директору Леониду Блохину пока не до празднеств. Интернат училища, где проживают сорок юных танцоров, в любой момент может обвалиться.

– Живу как на пороховой бочке, – с тревогой признается Леонид Николаевич. – Интернат непременно когда-нибудь обрушится – только бы детей там в тот момент не оказалось! Если с ними что-то случится, с этим грузом на душе мне не жить…

По-хорошему, училище вместе с интернатом давно пора перебазировать в другое место. И такие проекты властями не раз рассматривались.

«Край высокой культуры» – ударными темпами

Проблемы хореографического училища начались отнюдь не сегодня. Оно открылось практически одновременно с театром оперы и балета – нужно было готовить балетные кадры. У прежних руководителей города и края тогда было сильное желание, чтобы Красноярск занял ведущее положение в культуре на всем сибирском пространстве. Во второй половине 70-х, помимо оперного, открылась филармония, институт искусств, стационарный цирк, появился свой симфонический оркестр – это был мощнейший культурный рывок!

И в хореографическом училище очень серьезно взялись за обучение: пригласили высокопрофессиональных педагогов, выделили базу для занятий. Нынешний директор училища и сегодня очень тщательно подбирает преподавателей: они обучаются в Санкт-Петербургской хореографической академии им. Вагановой, оканчивают там аспирантуру. И для нашего училища пробивает статус академии, чтобы выпускники получали высшее образование. А то после восьми лет занятий диплом как у ПТУ – где логика?!


В училище

Вот только с самой учебной площадкой 30 лет нет никаких подвижек. Еще когда будущие артисты балета только въехали сюда, предполагалось, что со временем для них построят более подходящее помещение. Историческое здание постройки конца XIX века на пр. Мира, 98,а, где находится училище, мало располагает для занятий балетом. Здесь всего пять балетных классов площадью по 80–160 квадратных метров. Хотя по нормативам необходимы не классы, а большие залы, не меньше 220–240 квадратных метров. Танцовщикам нужно пространство, чтобы разгоняться и прыгать, иметь возможность зависнуть во время прыжка. А как тут прыгнешь, если то и дело рискуешь врезаться в стену?!

Нет у студентов и хорошо оборудованного спортивного зала. Так, небольшая комната, где тренажеры давно вышли из строя. Правда, сейчас директор заказал семь новых. Но для учебного заведения, где мальчики уже на третьем курсе должны уметь легко поднимать и носить девочек на обеих руках, этого явно недостаточно. Где будущим артистам качать мускулы?

Интернат училища – отдельная головная боль Блохина. В 40-х годах его возводили под склад. В двухэтажном здании даже нет нормального фундамента! Кирпич из-за влаги размывается, крыша уже заваливается на одну сторону. Правда, в самом помещении сухо и тепло – руководство училища старается поддерживать его в нормальном состоянии. Леонид Николаевич хотел было пристроить к интернату третий этаж. Но эксперты пришли в ужас от такой идеи: тут вообще нельзя жить, какие пристройки?! Однако же и детей переселить из аварийного здания пока что некуда. И одному богу известно, в какой момент этот барак не выдержит своей тяжести… Кто тогда ответит за последствия?


Здание, в котором располагается интернат училища, возводили под склад. Сейчас оно в аварийном состоянии

Вопреки всем правилам, нет у хореографического училища и собственного учебного театра. Благо выручает театр оперы и балета: дети репетируют там каждый день, и в спектаклях их занимают. Но для полноценного обучения профессии нужна своя площадка. И, кстати, была возможность ею обзавестись – лет десять назад планировалось построить студенческий театр на месте бывшего клуба «Автомобилист» по ул. Диктатуры пролетариата, 32а. Однако сейчас на этом месте отгрохали торговый комплекс «Эверест». Как считает Леонид Блохин, совершенно незаконно – земля под зданием торгового комплекса по-прежнему числится за училищем.

По мнению начальника краевого агентства культуры Зои Благих, из-за строительства «Эвереста» участок земли, на котором располагается училище, стал не столь привлекательным для потенциальных инвесторов.

Территория опасная для жизни

С правовой точки зрения, строительство торгового центра рядом с хореографическим училищем городские чиновники и застройщики, несомненно могут обосновать. Но, руководствуясь рассудком, как можно допустить такой риск для жизни детей?

– Вокруг «Эвереста» постоянно разъезжают машины – уже сбили здесь нашего ученика и преподавателя! – возмущается Леонид Николаевич. – Поражает, как могли разные проверяющие инстанции дать разрешение на это строительство, ведь тут же дети, от 10 до 17 лет! Продавцы и покупатели не стесняются ставить автомобили прямо у интерната. А один как-то додумался подпереть его двери своей машиной – ни выйти ни зайти. Я как ужаленный бегал в поисках автовладельца! Люди обнаглели до невозможности. Но я-то отвечаю за жизнь и здоровье детей – у меня их 130! Огородил училище металлическим забором, чтобы хотя бы на его территорию не заезжали. Так меня чуть не растерзали за это!


У торгового комплекса «Эверест», расположенного впритык с хореографическим училищем,  уже сбили ученика и преподавателя!

А самое страшное, что с возведением «Эвереста» этот участок в центре города оказался в потенциальной огненной ловушке. Случись пожар, во двор пожарным машинам не проехать. Арки в зданиях на пр. Мира и ул. Диктатуры пролетариата слишком низкие. А въезд со стороны ул. Ленина перекрыт торговым комплексом и постоянно окружающими его автомобилями. Летом уже прозвучал тревожный сигнал: когда горела близстоящая пристройка на Мира, 96, огонь полыхал часа три – ни один пожарный расчет не смог заехать внутрь каменного мешка! А если, не приведи господь, загорится училище? О чем думали пожарные, согласовывая разрешение на строительство «Эвереста»?

Леонид Блохин за противопожарной безопасностью своих помещений следит денно и нощно. Но в здании училища все перекрытия деревянные, сухие – для огня полная свобода действий. Достаточно случайной искры, и полыхнет так, что мало никому не покажется… Так что же, будем и дальше уповать на авось?

Все лучшее – детям?

Несмотря на всю спорность вопроса о землепользовании, дирекция училища и краевое агентство культуры не собираются сражаться за уже застроенную территорию. В нашем государстве подобные тяжбы – дело безнадежное… Городским властям предлагают другой вариант: выстроить для детей новый просторный корпус. Благо все-таки нашлись инвесторы, готовые в обмен на площади, занимаемые сейчас училищем, выделить деньги на это строительство. А самим взять его здания в оперативное управление. Но администрация Красноярска не торопится выделять землю под застройку.

– На осуществление проекта нужно порядка 5,5 тысячи квадратных метров, – говорит Зоя Благих. – Мы попросили у красноярских властей выделить нам землю в районе Качи, рядом с Дворцом пионеров и детским домом Совмена. Для воспитанников училища очень удобно – рядом филармония и все театры. Знаете, что предложил главный архитектор города г-н Супоницкий? Либо на Афонтовой горе, рядом с ЛЭП (видимо, он считает, что здоровью детей это никак не повредит!), либо в районе Органного зала. Но второе предложение – с небольшой припиской: за счет краевых властей снести в округе ветхие здания, расселить людей, в них проживающих, и тогда можно строить училище. Наверное, он полагает, что в краевом бюджете есть такие средства! А что касается участка в районе Качи, мне ответили, что сегодня в администрации Красноярска разрабатывается генеральный план застройки города. И посоветовали обратиться в Гражданпроект с просьбой о выделении участка. Я обратилась. Там нам предлагают очередное место, где прежде нужно снести ветхие дома. Неприкрытый цинизм! Неужели люди, занимающиеся подобными отписками, рассчитывают, что им не придется отвечать за свое бездействие?..

Видимо, рассчитывают. Или просто не забивают себе голову подобными проблемами. Как с горечью говорит Леонид Блохин, его иногородние воспитанники, проживающие в интернате, на восемь лет оторваны от родного дома. Почему никто не позаботится, чтобы дети жили в человеческих условиях, без ежесекундного риска для жизни?


Директор училища Леонид Блохин

Почему власти не изъявляют желания позаботиться о будущей культурной элите – не только Красноярска, но и страны? Выпускники училища сегодня востребованы в ведущих балетных труппах. Заслуженная артистка России Вера Арбузова танцует у Бориса Эйфмана. Виктория Терешкина, дочь известного красноярского балетмейстера Валерия Терешкина, начинавшая свое обучение в красноярском училище, – звезда Мариинки. Не говоря уже о Красноярском театре оперы и балета: многие из его ведущих солистов получили образование в нашем училище. Кто поддержит их смену?

История утраченной земли

История отторжения у детей участка земли полна юридической казуистики.

В августе 96-го тогда еще и. о. главы местного самоуправления Красноярска Петр Пимашков подписал постановление о предоставлении хореографическому училищу в бессрочное бесплатное пользование земельного участка площадью 5037,13 кв. м, который занимали здание училища, его интернат с гаражом и здание бывшего ДК «Автомобилист».

Но уже в апреле 99-го замглавы города, директор департамента архитектуры, строительства и землепользования Г. Игнатьев издает другой приказ, где распоряжается предоставить ОАО «Транспортно-экономическая компания» («ТрЭК») в аренду на два года земельный участок площадью 1001,40 кв. м для проектирования и реконструкции здания бывшего ДК «Автомобилист». А земля, находящаяся в пользовании училища, урезается до 4035,73 кв. м. Самое интересное здесь, что земельному управлению Красноярска было предписано выдать заинтересованным лицам копии данного распоряжения – в семидневный срок! Однако о существовании этого документа дирекции училища стало известно лишь в феврале 2001-го… Когда, собственно, и началась подготовка к застройке указанной земли. К кому только не обращался Леонид Блохин после того, как узнал об отторжении участка! И к краевым властям, и к городским – без толку! Первые признают правоту директора училища, но никаких попыток что-то изменить не предпринимают (за исключением краевых органов культуры – но их мнение почему-то никто не принимает во внимание). Вторые настаивают на законности своих действий. А Блохина упрекают в юридической безграмотности. – Когда я обратился к прокурору Красноярска Николаю Сарапулову, поначалу он сильно возмущался и обещал разобраться, – говорит Леонид Николаевич. – Но вскоре его пыл неожиданно угас. Из прокуратуры пришел ответ, что у компании «ТрЭК» все права на эту землю…

Так кто же прав?

На первый взгляд, у городских властей было основание изменить свое решение. В 95-м АО «ТрЭК» и краевой комитет по делам культуры и искусства заключили договор, согласно которому планировали вместе реконструировать клуб «Автомобилист». Два его этажа предназначались под учебный театр, третий – для эксплуатации АО «ТрЭК».

Но спустя три года, как говорится в письме прокуратуры Красноярска, этот договор был расторгнут в связи с невыполнением комитетом своих обязательств и составлен акт приема-передачи с участием обеих сторон. Согласно которому АО «ТрЭК» вновь принял на баланс здание клуба, после чего Земельное управление составило акт согласования границ земельного участка. А краевой комитет по управлению госимуществом в дальнейшем подтвердил, что здание бывшего клуба из реестра госсобственности исключено в связи с переходом в уставный капитал АО «ТрЭК». Ему же передано право пользования землей под клубом согласно ст. 37 Земельного кодекса РФ.

В апреле 2001-го законность изъятия участка земли у училища тогдашнему начальнику краевого управления культуры Татьяне Давыденко подтвердил и замглавы Красноярска, директор департамента градостроительства Анатолий Григоренко. Да вот только есть в этом одна странность: заявление чиновника, что акт согласования границ земельного участка был согласован со смежными землепользователями, в том числе и с директором хореографического училища, для Леонида Блохина стало открытием.

А в 2003-м в отделе государственного земельного кадастра Красноярска ему документально подтвердили, что участок общей площадью 5037,13 кв. м по-прежнему находится в бессрочном (постоянном) пользовании училища. Так кто же все-таки владеет спорной землей? Или у властей одна рука не ведает, что творит другая?..

Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск"
фото Андрея Петрова

Рекомендуем почитать