Главная
>
Статьи
>
Вячеслав Башев: «Очень хочу, чтобы мои дети жили в России!»

Вячеслав Башев: «Очень хочу, чтобы мои дети жили в России!»

27.08.2007
0

Руководитель агентства образования администрации Красноярского края


Вячеслав Башев

В новый учебный год краевое образование войдёт с новым руководителем. Вячеслав Башев, назначенный на должность руководителя краевого агентства образования полтора месяца назад, уже строит планы и создаёт масштабные программы развития школьного образования. Накануне 1 сентября нам удалось вклиниться в плотный график нового руководителя и побеседовать с ним о школе, о детях, и его взглядах на современную систему образования.

Вячеслав Владимирович, как вы проведёте приближающийся День знаний – 1 сентября?

Поеду с губернатором в одну из краевых школ. Вечером дома мы отметим этот праздник с семьей. У меня сын – одиннадцатиклассник, второй сын пойдёт в детский сад. А ещё моя жена – педагог, поэтому, праздник 1 сентября можно считать семейным.

Вашу деятельность в гимназии «Универс» можно назвать инновационной. Теперь в агентстве придётся двигаться по уже проторенному пути, заниматься, так сказать, хозяйственными вопросами. Не будете скучать по научной, проектной деятельности?

Вопрос очень точный и правильный. Действительно, интеллектуальной, да и фактической свободы у меня как у директора школы было больше. Конечно, директор школы – это очень ответственная работа, потому что на тебя возложена ответственность буквально за каждого ребёнка. Но при этом, директор школы более свободен в своих заявлениях. Теперь я чиновник, и, прежде чем сделать заявление, должен, тысячу раз выверить, как его проинтерпретируют.

Но, с другой стороны, в школе я отработал 15 лет. Для меня это было единственным местом работы, только руководителем школы я был почти 8 лет. Есть такое понятие, как усталость формы. Многие вопросы на посту директора школы для меня перестали существовать как вопросы. Я стал замечать профессиональную деформацию: хотелось решить многие вопросы взмахом руки. Это не правильно. Человек в этот момент перестаёт развиваться.

Что такое система образования края – это огромный объект. В чём недостатки моей нынешней позиции: у меня осталось очень мало личного времени, требуется выверенность каждого слова. Я ведь человек творческий, занимался наукой, люблю фантазировать, высказывать разные идеи. Здесь нужно говорить всё-таки о реальности.

В чём достоинство: огромный плацдарм для реализации своих идей. Понимаете, это крупная, достойная мужская задача – сделать что-то такое в системе образования края, чтобы было бы принято с интересом и позитивом и потребителями, и обществом, и властью. И мне нравится, что у меня появилась возможность ставить и решать крупные задачи.

И главное, что немаловажно, меня на эту должность пригласил губернатор. Для меня огромная честь работать с таким человеком, как Александр Геннадиевич Хлопонин. Потому что он – выдающийся менеджер, очень хороший политик, у него есть целый ряд своих нетривиальных идей в области образования. В частности, например, идея международного бакалавриата. Очень приятно работать с руководителем, у которого есть своя позиция. Но это и сложнее, ведь ты уже не «протолкнешь» всё подряд, у него есть своя точка зрения.

Интересная работа, крупная задача и интересный руководитель – эти три составляющие и помогают мне с интересом относиться к своей работе.

Намерены ли формировать новые подходы к краевому образованию, проводить реформы? Идеи уже есть?

Идеи – конечно есть! На августовском совещании я говорил о них. Шесть направлений-целей, которые, с моей точки зрения, нужно реализовывать.

Первое направление – мы должны разобраться, на какие результаты мы работаем. У меня есть целый ряд своих представлений о результатах, которые должна достигать школа. Мы должны оценивать академические результаты детей, их предметную успешность. В частности ЕГЭ – это форма оценки академических достижений. Второе, мы должны оценивать комплексную удовлетворённость детей школой. Нельзя научиться у того, кого не любишь. Третье – мы должны оценивать их универсальные способности, способности к действию в современном мире: способность к исследованию, пониманию ситуации, к организации коммуникации с другими людьми, к взаимодействию, принятию решений и их реализации, и способность осваивать новые виды деятельности. Если в результате работы школы у ребёнка появляются все эти способности, значит, мы достигаем своего результата.

Второе направление-цель – это новые образовательные технологии, например, международный бакалавриат, развивающее обучение и др.

Третье – безопасные условия, включающие в себя как удовлетворение требований Госпожнадзора, Роспотребнадзора, так и обеспечение школ современным оборудованием.

Четвёртое – повышение квалификации учителей. Нам нужна новая система повышения квалификации, ориентированная на потребности учителя. Сейчас учитель приходит на готовый курс, а нам нужно, чтобы курс создавался под потребности учителя. Работай с учителем так, как ты хочешь, чтобы он потом работал с ребёнком. Если ты хочешь, чтобы учителя ориентировались на потребности детей, отвечали их запросам, то и ты должен отвечать потребностям учителей. Вот современный лозунг работника системы повышения квалификации.

Пятое – это, конечно, система вознаграждения за труд. Ни для кого не секрет, что современная система оплаты труда в своих объективных параметрах весьма странная. Во-первых, он оплачивается по непонятным критериям. Зарплату учителя получают за количество отведённых часов, и никак не за качество. Это в корне не верно. Учитель должен получать зарплату за результат, о котором я говорил в первом направлении-цели. И, во-вторых, труд учителей оплачивается низко, поэтому фонд оплаты труда должен быть реально увеличен.

Шестое – подготовка руководителей образовательных учреждений как менеджеров, которые разбираются в сфере управления людьми, финансами, хозяйственной сфере. Современный директор школы – это современный менеджер организации, со всеми вытекающими последствиями.

Эта программа действий была создана вами всего за два месяца работы на новом посту?

Нет, конечно. Система образования края – это огромный корабль. 96 тысяч работников, более 300 тысяч учеников. Один капитан ушёл, но это не значит, что с приходом нового капитана корабль вдруг резко поменяет курс. Резкая смена курса всегда чем-то чревата. Поэтому я буду продолжать делать то, что сделано моими предшественниками. Более того, большая часть задач по новой системе оплаты труда, по результатам, была поставлена предыдущим руководством. Я лишь систематизирую, добавляю акценты, чуть-чуть меняю направление. Ничего радикально нового я не придумываю, я не революционер, а сторонник эволюции. Если ты хочешь что-то сделать, ты должен оценить достоинства предыдущих периодов, понять, в чём ключевые проблемы.

Так какие же ключевые проблемы в краевом образовании?

Ключевые проблемы вытекают из ключевых направлений-целей. Безопасные условия, система оплаты труда, система оценки качества образования. Внутри агентства мы детализируем и конкретизируем эти направления.

Что дал краевым школам национальный проект «Образование»?

Моя оценка национального проекта самая положительная. Никогда не относился к национальному проекту как к способу решить все проблемы разом. Что такое проект? Это ограниченный по времени и по результатам план действий. В чём я вижу ключевые достоинства нацпроекта: доплата за классное руководство – это попытка федерального центра сфокусировать внимание на людях, которые отвечают за воспитание детей. Следствие – регионы должны подхватить эту идею. После окончания действия нацпроекта регионы не обязательно будут продолжать платить по тысяче рублей классным руководителям. Но то, что система оплаты работы классного руководителя должна измениться – это факт. И она изменится.

Второе направление – это поддержка школ, создавших лучшие проекты развития. Понятно же, что миллион рублей – это не бог весть, какие большие деньги для крупной школы. Но этот проект разбудил школы, заставил их думать над программами развития, и самое главное, считать, сколько стоят их идеи. После окончания нацпроекта мы продолжим систему конкурсов среди школ.

Премии учителям – это попытка разбудить в учителях дух соревнования. Показать им, что даже в системе образования можно заработать существенные деньги. Результатом соревнования может явиться сумма, сопоставимая с годовым доходом среднего учителя.

Несомненно, что национальный проект «Образование» добился своей цели, то есть, расшевелил учителей и школы, позволил в регионах отработать схемы продолжения этой работы.

Вы общаетесь со школьниками напрямую уже долгие годы. Как изменились дети? На ваш взгляд, какими они стали? Умнее, самостоятельнее, либо же современные дети деградируют?

Дети – они и есть дети, они отражают то, что происходит в обществе. В каких-то вопросах они стали более самостоятельными. Например, современные дети более активны и свободны в высказывании своей точки зрения. А в каких-то вопросах они стали более инфантильными, скажем, в бытовых вопросах «по дому». Дети открытые, яркие, интересные, спорящие – они всегда были такими. Ребятишки отражают окружающий мир как зеркало. Говорят: дети стали более агрессивными. Но это не дети стали более агрессивными, это среда стала более агрессивной. Посмотрите, что льётся с экранов телевизоров. Некоторые считают, что дети стали более наглыми. Это тоже не так, они всегда были конфликтными по отношению ко взрослым. Что такое так называемая наглость ребёнка – это его попытка отстраниться от взрослого, показать, что у него есть своя точка зрения. Когда взрослые давят на ребёнка, сопротивление становится более мощным.


Вячеслав Башев

Требования к школьникам изменились с советских времён?

Изменилось понимание детей. Есть всего два типа представлений о ребёнке. Первый тип: ребёнок – это маленький взрослый. Он такой же, как взрослый, только он физически и интеллектуально недоразвит. По этой концепции к ребёнку нужно относиться строго, и следить за тем, чтобы он наконец-то развился и стал таким, как взрослый. Есть другая концепция: ребёнок – это другой человек. У него есть свои представления, своя система ценностей. Они могут нам нравиться или не нравиться, но они есть. И по этой концепции к ребёнку нужно относиться как к другому человеку, а не как к недоразвитому взрослому. Если ты хочешь, чтобы ребёнок услышал твою систему ценностей, ты должен как минимум уважать его мнение, и искать компромисс. Сейчас как раз происходит активный переход от первой концепции ко второй.

Расскажите, кто пришёл вам на смену в гимназию «Универс», кто будет ей руководить с 1 сентября?

Это не моя компетенция, но язнаю, что исполняет обязанности директора Елена Анатольевна Федюнина. Он была моим первым заместителем по учебно-воспитательной работе. Очень достойный человек, прекрасный профессионал, тонкий, компромиссный человек в отношениях с людьми. Директором гимназии «Универс» должна быть очень компромиссная фигура, потому что в гимназии работает много ярких людей, и любой диктат чреват.

Начнут ли обучение школьники «Универса» по программе международного бакалавриата с 1 сентября?

Первые 15 человек выразили желание обучаться по программе ещё в июне, и буквально на этой неделе будет проведён дополнительный набор.

Программа пользуется популярностью?

Общество пока ещё мало о ней информировано. Гимназия получила лицензию только в середине июня. Зазывать народ до получения лицензии было нельзя, а в середине лета, когда все на каникулах – бессмысленно. Уверен, что эту программу мы раскрутим обязательно.

Вы хотели бы, чтобы ваши сыновья получили российское или зарубежное образование?

Очень хочу, чтобы мои дети жили в России. Во-первых, они здесь родились, и это немаловажно, а во-вторых, Россия – это достойное место для жизни и для самореализации. Я в этом смысле патриот страны. Поскольку я с уважением отношусь к своей стране, я бы хотел, чтобы и мои сыновья также с уважением к ней относились. В России огромное количество хороших учебных заведений. Но я, безусловно, хотел бы, чтобы у них была возможность получить образовательные стажировки за границей. Не потому, что там лучше, а потому, что всегда нужно иметь возможность смотреть с другой точки зрения. Мы увидим все достоинства и недостатки нашей страны только тогда, когда узнаем и другую реальность. «Большое видится на расстоянии». Чтобы увидеть, как хороша и интересна Россия, иногда нужно уехать в другую страну и поучиться там, например, годик.

Интересно ли учиться детям в российских школах?

Всем детям, конечно, нет. Во-первых, чего греха таить, и школы не все интересные, а во-вторых, мотивация у детей разная. Желание ребёнка учиться во многом зависит от родителей: проявляют ли родители интерес к обучению ребёнка, или не проявляют. Дети стараются понравиться своим родителям. Любой ребёнок хочет, чтобы его любили и им интересовались. Дети, в чьих семьях образование играет значимую роль, по-другому относятся к учёбе. А в семьях, где родители повторяют «эта ваша школа», «замучили уже эти ваши учителя», дети копируют поведение взрослых.

Вы учились в университете на математика, а потом стали психологом. Как так получилось?

Я поступил на математический факультет Красноярского государственного университета и два курса отучился на матфаке. В своё время в университете психолого-педагогический факультет набирался только на третий курс. То есть, сначала нужно было пройти два курса фундаментальной подготовки. После второго курса я перевёлся на психолого-педагогический факультет и учился на преподавателя математики, но на пятом курсе мне повезло, я встретил очень хороших преподавателей – Бориса Иосифовича Хасана и Владимира Викторовича Доброва. Так вот, я активно заинтересовался психологией и взял индивидуальный план. И в то время, как мои сокурсники уже расслаблялись в предчувствии получения диплома, я тянул лямку и сдавал дополнительные экзамены. Поэтому я получил диплом, в котором написано: «преподаватель математики, практический психолог». После университета я сразу пошёл работать психологом в школу №106 и преподавателем кафедры психологии развития в КГУ.

А что за история с работой учителем природоведения?

А вы откуда об этом знаете?! Это правда. (Улыбается) Когда я работал психологом в школе, я вёл природоведение по программе школы «Диалога культур» в первом классе.

Я много разных дел пробовал.

А какие ещё предметы вели?

Помимо психологии, (и природоведения – Т.Р.) я совсем немного преподавал математику, обществознание. Это, кстати, распространённый опыт. В тех же Соединённых Штатах Америки некоторые учителя периодически меняют свой предмет. Одна из заповедей учителя: «хочешь разобраться сам – начни учить других».

Кто из педагогов является для вас примером, эталоном?

Двоих я уже назвал – Владимир Добров и Борис Хасан. Огромную роль в моей жизни сыграл мой предшественник на посту директора школы №106 – Исаак Фрумин. Это учитель в наивысшем понимании этого слова. Он никогда впрямую не учил, он показывал способ организации твоей работы. Ставил тебя в такую ситуацию, что в результате ты чему-то обучался. Он, даже уходя из школы, поспособствовал назначению директором гимназии «Универс» фактически мальчика без опыта. Мне было 28 лет, когда меня назначили директором одной из крупнейших школ города Красноярска.

Восприняли вас всерьёз?

Да нет, конечно! Там такие махины работали, такие звёзды! Да, честно говоря, я очень переживаю, когда меня всерьёз начинают воспринимать. Надо же с юмором к себе относиться, надо понимать, что ты человек, а не бог, у тебя есть масса недостатков, и небольшое количество достоинств, которые, возможно, тебе могут в чём-то помочь. Всерьёз к себе относиться опасно, это уже клинический диагноз. Надо над собой всегда шутить.

Ещё для меня в определённой степени учителями являются мои родители, хотя они впрямую меня никогда не учили. Я вышел из семьи простых людей. Мой папа имеет средне-техническое образование, а у мамы даже средне-технического образования нет. Огромная заслуга моих родителей в том, что они в свое время привили мне интерес к образованию – сначала в школе, потом в университете, а потом при защите кандидатской диссертации, мои родители активно меня поддерживали и говорили, что я двигаюсь в верном направлении.

 

Беседовала Татьяна Рыгина

Рекомендуем почитать