Председатель совета директоров компании «Малтат»
Компания «Малтат» образовалась в сентябре 1992 года. Тогда было открыто первое лесозаготовительное подразделение в Богучанском районе. Сегодня в состав «лесного подразделения» группы входят 6 заготовительных предприятий. Их работу курирует оператор ООО «Сиблес». В 2000 году компания вышла на лидирующие позиции по экспорту древесины в Юго-Восточную Азию. В 2007 году было отгружено в общей сложности 700 тысяч кубометров древесины. В ближайшей перспективе – создание новых предприятий по глубокой переработке древесины с применением безотходных технологий, производств по выпуску строительных материалов.
Ваша компания существует на рынке уже 15 лет, и является одной из крупнейшей и наиболее стабильно развивающихся среди предприятий, занятых в лесзаготовительной отрасли. Оглядываясь назад, можете сказать, какие основные изменения произошли в лесной отрасли края за прошедшие годы.
Во-первых, абсолютно иными стали масштабы заготовки леса – за прошедшие годы они многократно выросли и есть твердая уверенность, что рост их будет продолжаться. Одновременно с увеличением объемов производства значительно расширяются и рынки сбыта продукции. Во-вторых, иным стало качество работ, пришли новые технологии заготовки леса и современные технологии управления. Но одно из самых важных достижений – это то, что после прихода в край новой администрации совершенно изменилось отношение к лесной отрасли со стороны власти. К нашим проблемам стали относиться с пониманием – власть участвует в решении транспортных вопросов, особенно в решении острейшей проблемы создания лесных дорог.
В последнее время много говорят о том, что лесная отрасль должна взять курс на развитие перерабатывающих производств и ограничить вывоз за рубеж «кругляка».
Сейчас вопрос об ограничении экспорта необработанной древесины решается за счет увеличения таможенных пошлин на вывоз круглого леса. Пока еще затраты при экспорте древесины не превышают доходов, но к 2009 году пошлины кратно возрастут. Даст ли это толчок к развитию переработки, я сказать не берусь. Переработка древесины никогда ранее не являлась для нашей компании приоритетным направлением, но видимо, что-то менять придется. У нас уже есть конкретные проекты. Скорее всего, на первом этапе займемся переработкой «пиловочника».
Оцениваете объемы необходимых инвестиций?
Пока что-то трудно сказать. До сих пор все инвестиции мы направляли в развитие заготовки. Естественно, для перехода к переработке понадобятся очень серьезные вложения. Мы будем использовать банковские кредиты.
Вы сказали, что технологии заготовки леса совершенствуются – приводит ли это к экономической выгоде?
Технологии, конечно же, не стоят на месте. Стараемся закупать современное оборудование, которое оптимизирует процесс лесозаготовки. Как и многие компании, переходим на импортные машины. Процессы заготовки не только механизированы, но и автоматизированы. Следовательно, меньшее количество работников выполняет больший объем работы. Это дает экономический эффект, несмотря на большую стоимость оборудования.
С внедрением новых технологий встает кадровый вопрос?
Кадры для лесной отрасли – проблема очень серьезная. Молодежь в леспромхозы идет весьма неохотно. С квалифицированными специалистами, готовыми работать на самом современном оборудовании, проблема. Приходится дополнительно обучать специалистов со среднеспециальным образованием на месте. Кроме того, хорошие отношения у нас с государственным технологическим университетом (СибГТУ). Студенты приходят к нам на практику уже после четвертого курса. Затем по окончании обучения в вузе – это готовые специалисты высокого класса. Но все же проблема дефицита кадров остается.
Как обстоит дело с конкуренцией именно в сфере заготовки леса?
Острой конкуренции между компаниями, добывающими лес, нет. Единственное, что компаниям приходится делить между собой – это сами участки леса под вырубку. Но и здесь все проходит совершенно спокойно, решения принимают специальные комиссии по итогу открытых конкурсов. Конечно, каждой компании хочется получить участок, располагающийся как можно ближе к существующим транспортным артериям. Хотя конкретно для нашей компании, наверное, основным критерием привлекательности участка является его размеры, а также качество растущих там деревьев.
Насколько острым остается на сегодняшний день вопрос криминализированности лесодобычи? Есть у вас рецепт решения проблемы «черных лесорубов»?
Естественно, что непосредственный ущерб от деятельности так называемых «черных лесорубов» наносится государству. Насколько страдают от криминальной вырубки такие компании как наша, я сказать затрудняюсь, но косвенно урон наносится и нам. Какой может быть рецепт борьбы против этого явления? Наверное, только один – бороться совместными усилиями. Все надзорные органы, силовые структуры, исполнительная власть, законодатели должны отладить четкое взаимодействие, и со временем проблема будет снята.
Еще одна вечная беда лесной отрасли – пожары, которые уничтожают сотни и тысячи гектаров леса.
Все верно. Пожары наносят огромный урон, и никакие «черные лесорубы» с ними не сравнятся. В регионе противопожарные меры принимаются на должном уровне, но бороться с огнем на такой большой территории, какую представляет собой Красноярский край, чрезвычайно сложно. В этом году пожарная обстановка, к счастью, сложилась сравнительно благоприятная. А вот в 2006 году, когда погодные условия способствовали возникновению и распространению огня, лесам был нанесен серьезный урон. И несмотря на то, что средств на борьбу с пожарами было выделено в разы больше, чем обычно, ожидаемого эффекта это не принесло. В общем, в этом отношении больше надежды на Бога.
А просеки не могли бы решить вопрос?
Нет, просеки не помогут, потому что пожары в основном происходят там, где не ступала нога человека.
После вырубки леса каждый заготовитель обязан восстановить нанесенный природе ущерб. В действительности это происходит?
По-другому и быть не может. Еще во время участия в конкурсе на право производить вырубку леса на том или ином участке лесозаготовитель обязуется создать на участке благоприятные условия для восстановления леса. Есть установленные технологические нормы. Правда, если когда-то лесхозы высаживали саженцы, то сейчас все-таки поняли, что более эффективно, когда деревья прорастают из семян. Где-то через три года после вспашки вырубленного участка появляются молодые деревца.
Каковы основные направления экспорта леса для вашей компании?
В основном южно-азиатский регион: Япония, Китай, Корея. Совсем небольшой процент отправляется в Турцию. Конечно, большая часть экспорта Япония и Китай.
Вы 14 сентября отмечаете юбилей компании «Малтат». Чего достигли за эти годы и какие планы?
Группа компаний «Малтат» научились преодолевать многие трудности за 15 лет своей успешной работы. Мы закрепили за собой статус серьезного участника лесной отрасли Красноярского края. Секрет нашего успеха – в верности традициям. Всех друзей и коллег поздравляю с нашим 15-летним юбилеем, а также с Днем работников лесного хозяйства.
Беседовал Николай Антонов