Главная
>
Статьи
>
«Нефть» / «There Will Be Blood»

«Нефть» / «There Will Be Blood»

16.06.2008
1

Режиссер - Пол Томас Андерсон
В ролях: Дэниел Дэй-Льюис, Пол Дэйно, Диллон Фризер, Кевин Джей О'Коннор, Киаран Хиндс
Продолжительность - 158 м

Да, в гонке за «Оскар» прошлого года «Нефть» таки уступила по основным позициям другому главному претенденту, фильму братьев Коэнов «Старикам тут не место». Но есть подозрение, что пятый фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Ночей в стиле буги», возьмёт реванш на более долгой дистанции. Там, где само время отбирает зёрна от плевел, выражаясь высокопарно. Не знаю, как сложится ситуация у «Стариков», но «Нефти», я убежден, место в пантеоне современной киноклассики гарантировано безоговорочно.

И дело тут не только в том, что Андерсон вдруг, в разрезКадр из фильма «Нефть» Фото: Buena Vista Sony Pictures Releasing со своими прежними работами (хотя как могло быть иначе - попробуйте-ка выстроить в один смысловой ряд «Магнолию» и «Любовь, сбивающую с ног»), взял и изваял выдержанный строго в американской традиции эпос о становлении большого человека. О том, как не ведомый даже, а как на реактивной тяге влекомый своими амбициями герой в буквальном смысле слова землю рыл, чтобы достичь своих целей. Кажется, впервые в своей карьере Андерсон обходится здесь без каких-то неожиданных стилистических и тематических вывертов, которые он регулярно позволял себе раньше. Будто бы не веря, что его истории сами по себе способны вызвать и удерживать достаточный зрительский интерес, он пускал в ход какую-нибудь пиротехнику - муляж члена в «Ночах в стиле буги», синхронное пение и дождь из лягушек в «Магнолии», Адама Сэндлера в синем костюме в «Любви, сбивающей с ног». В «Нефти» же он Кадр из фильма «Нефть» Фото: Buena Vista Sony Pictures Releasingработает предельно сдержанно, опираясь исключительно на традиционный инструментарий - свет, монтаж, актёрская игра, сценарий. Несколько ключевых сцен разыгрываются вовсе без единого слова. И всё это работает так, что загляденье - и держит нешуточные два с половиной часа, и в некоторых сценах просто сметает.

Но самое интересное, что главное в «Нефти» - не то, как Андерсон прямо на наших глазах шлифует своё режиссерское мастерство, и до этого более чем внушительное. И даже не то, как феноменальный актёр Дэй-Льюис здесь совершает почти невозможное и опять перепрыгивает сам себя - при шикарнейшей поддержке со стороны относительного новичка Пола Дэйно. А в том, что Андерсону удалось придумать историю с невероятно богатой начинкой, открытой для великого множества интерпретаций. Если почитать отзывы на «Нефть», то можно узнать очень много дико интересного. Кто-то считает, что в изображенном в фильме конфликте нефтяника и священника кроется аллегория современной политической жизни; кто-то трактует фильм с ницшеанских позиций, видя в главном героеКадр из фильма «Нефть» Фото: Buena Vista Sony Pictures Releasing Дэниеле Плейнвью сверхчеловека, которым мы все хотели бы стать. Другие видят портрет становления американской нации с её культом непременного успеха во что бы то ни стало, или, наоборот, фильм о непререкаемой важности семейных ценностей, доказываемой на примере Плейнвью, не сумевшего их сохранить. Есть даже мнение, что «Нефть» - это абсурдитский хоррор о том, что Бога нет, и никогда не было. И вот это, кажется, самое интригующее занятие - не разбирать, кто прав, а кто нет, а пытаться обнаружить свою позицию в этом океане мнений. Давно какой-то один фильм не вызывал столь бурного обсуждения - и если это не признак того, что у Андерсона вышло нечто поистине титаническое, то другие признаки мне неведомы.

Вердикт Кочерыжкина - невероятно мощная и богатая на подтексты драма; кажется, и впрямь лучшее кино прошлого года, по крайней мере, из виденного

 Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать