Главная
>
Статьи
>
Не прекрасная «Галатея»

Не прекрасная «Галатея»

03.10.2008
7

Собственно, ничего сверхвыдающегося от новой постановки Николая Покотыло в Красноярском музыкальном театре я и не ожидала. Можно до бесконечности верить в лучшее и списывать все неудачи на творческий поиск, но — кого мы обманываем? Себя? Что может вырасти там, где расти нечему — и что подтверждалось неоднократно? Я понимаю — это звучит жестко. Но перед глазами сразу возникает многолетний пример высказывания надежд на творческий прорыв в адрес главного режиссера Красноярского ТЮЗа Андрея Няньчука. А в итоге театр за годы его правления скатился в глубокую яму…

Покотыло, к счастью, режиссер приезжий. Хотя одно время у дирекции театра и мелькнула шальная мысль предложить ему пост главного режиссера. Не в силу его заслуг — хотя его «Овод» в музыкальном театре, надо признаться, сделан все же добротнее, чем «Снегурочка» в оперном. Предложение возникло на безрыбье — с музыкальными режиссерами в России сейчас вообще туши свет. Но, к счастью, от этой идеи вовремя отказались. Повременю пока со щедрыми авансами недавно назначенному главному режиссеру музыкального театра Олегу Портнягину — к концу сезона будет видно, надолго ли его роман с труппой.

Спросите: при чем здесь Николай Покотыло? Дело в том, что именно его премьерной постановкой «Прекрасная Галатея» Франца фон Зуппе открылся новый сезон в Красноярском музыкальном театре. И, увы, это не тянет даже на добротное ремесло.

Еще до начала действия вызвали недоумение громоздкие мрачные зеркала на авансцене — их присутствие как-то не вязалось с легким, солнечным сюжетом пьесы. Думаю, нет нужды пересказывать классическую историю про древнегреческого скульптора Пигмалиона, который изваял столь прекрасную статую, что влюбился в нее и попросил богов оживить его Галатею. О чем сам потом пожалел…

В музыке легкомысленность этой истории передана великолепно — классика есть классика, спасибо композитору и артистам. Если не считать, что в одной арии Алексей Соколов (Мидас) забыл слова — видимо от волнения, что на премьере простительно — в вокальном отношении все было на уровне. Но в отношении постановочном в «Прекрасной Галатее» концов с концами не сведешь. Как и в других спектаклях Покотыло — логической связи между мизансценами нет, как нет их в образном решении. Спрашивается, почему богатый меценат Мидас все время жеманничает и косит под идиота? Причем Соколову такой образчик неопределенной ориентации настолько неорганичен, что смотрится он просто нелепо. И это мягко сказано. Одет Мидас, кстати, в малиновый фрак — зачем уж так в лоб-то?

Художественное оформление Юрия Наместникова в этой постановке столь же хаотичное, как и режиссура. Герои рассуждают о временах древнегреческих, а одеты — кто во что горазд. Нисколько не возбраняется переносить классическое произведение в современность, кто ж спорит! Но покажите, в чем необходимость переноса — и покажите это как в логике построения действия, так и в оформлении. Нарядить артистов в костюмы более поздних эпох, да еще и непонятно каких — это не современность.

Единственная, кто в спектакле по-настоящему впечатляет — Светлана Колеватова в роли Галатеи. Но здесь ни о какой заслуге режиссера говорить не приходится — просто сама роль очень удачно легла на внутреннюю органику актрисы.

Елена Коновалова, фото Марины Кадыровой

Рекомендуем почитать