Современного ребенка повсюду подстерегает опасность. Его может обидеть учитель. Он не застрахован от насмешек и оскорблений со стороны одноклассников. Ему сложно противостоять жестокости родителей. А если у ребенка есть физические недостатки, то он обречен на одиночество — сегодняшнее общество не готово принять такого в свои ряды. Об этих и других детских проблемах — в разговоре с уполномоченным по правам ребенка в Красноярском крае Альбиной Комович.
Альбина Дмитриевна, как часто дети сталкиваются с жестокостью со стороны родителей?
Достаточно часто. Мы проводили социологические исследования в двадцати территориях края. И двадцать процентов детей признались, что дома их бьют, четыре процента — что над ними издеваются. Родители рассуждают как? Мой ребенок, что хочу с ним, то и делаю. Захочу — ударю, захочу — поставлю в угол, захочу — оставлю без завтрака. Но ведь ребенок — это не собственность родителей, а самостоятельный человек. И решать по своему усмотрению его судьбу, тем более ломать ему жизнь никто не имеет права.
В семье должна быть атмосфера взаимопонимания. Прежде чем наказывать ребенка, родитель должен разобраться в ситуации. Почему он получил двойку? Почему в начальных классах он учился хорошо, а перешел в пятый и «съехал»? Ребенка надо уметь услышать и понять. Ведь пренебрежение к сыну или дочери — это тоже жестокость. Кроме того, родители часто вымещают на детях свое раздражение. Но разве виноват малыш в том, что появился на свет, создал дополнительные трудности, не оправдал ожидания? Поступки взрослых определяют их дальнейшую жизнь: украл и сел в тюрьму или устроился на работу и заработал деньги. Дети же целиком зависят от мамы и папы. Очень часто ребенок думает, что это он плохой, поэтому заслужил к себе плохое отношение. Но он этого не заслужил!
Наверное, дети в
Конечно. У нас была ситуация, когда отец заподозрил тринадцатилетнего мальчика в воровстве и избил его раскаленными прутьями. На отца завели уголовное дело, а ребенка поместили в приют. Отец разошелся с матерью мальчика, чтобы она забрала парня из приюта, и дело распалось. Я разговаривала с этим ребенком. На отца он не обижается. Он его жалеет: «Папа не виноват, его так же дедушка бил. Поэтому и он так поступает». Кроме того, выяснилось, что если мама его заберет, то он будет жить не с ней, а с дедушкой. Я говорю: «Подожди, так ведь он жестокий, он бил твоего отца…» На что мальчик спокойно отвечает: «Дедушка теперь старенький, он со мной не справится»… Не случайно уголовные дела, связанные с жестоким отношением к детям, очень редко доходят до суда. Сначала ребенок начинает давать показания, а потом от них отказывается.
Каким образом можно выявить семьи, где к детям, мягко говоря, относятся плохо?
Если семья асоциальная, это сразу видно. Мне недавно позвонила учительница и рассказала, что в школу пришла девочка, которая выглядела неопрятно. Учительница поговорила с ней, потом — с соседями. Оказалось, что ребенок все лето ночевал на скамеечке. Иногда — у соседей. Ела что придется. Мама дома практически не бывала, дедушка напивался, заламывал внучке руки, бил до синяков. Но тут возникает вопрос: почему же соседи никуда не сообщали? Ведь это продолжалось несколько месяцев! Нельзя быть равнодушным к детскому горю, детской беде.
Детей из асоциальных семей видно. А как быть с семьями, которые с виду кажутся вполне благополучными, а на самом деле страшно представить, что там творится?
Кто может узнать, как в семье живется ребенку? Воспитатель детского сада, классный руководитель.
Альбина Дмитриевна, а сами ребятишки к вам обращаются?
Да, приходят. Из Академгородка мальчик приезжал, третьеклассник. Жаловался на маму. Она его постоянно доставала: «Посиди со мной, пойдем вместе погуляем, ты не ешь — значит, ты меня не любишь». И так постоянно. Представьте, каково было ребенку. Я долго разговаривала с мальчиком, объясняла, что мама его любит. Потом общалась с отцом, который переехал к своей матери. Он хорошо относится к жене, но говорит, что жить с ней и правда невозможно, хотя и не думал, что ребенок так страдает. В итоге отец забрал сына к себе.
Другой случай: девочка обратилась с такой проблемой: мама не хочет брать у отца деньги, отказывается от алиментов, хотя женщина состоит на учете по безработице и семья испытывает экономические трудности. Получается, что
Две девочки приходили, у которых конфликт с мамой. Одна — студентка, другая — школьница. Когда они дома вместе, мама их не трогает, а когда по отдельности — бьет. Мы их проконсультировали по поводу размена квартиры, подключили бабушку. Девочки не хотели, чтобы мы разговаривали с матерью, поэтому общались с родственниками, пытались через них решить проблему. И это дало результаты — женщина одумалась, перестала махать кулаками.
Но таких случаев, когда дети открыто обвиняют родителей,
Часто ребенок скрывает, что у него в семье не все благополучно. Ему стыдно за родителей. Дети, которые к нам приходят, просят, чтобы ни в коем случае об этом не узнали в школе. Казалось бы, ты ведь не виновен, что к тебе жестоко относятся. Но ребенок боится. Значит, в школе к нему будет уже не такое отношение. Когда я встречаюсь с педагогами, я всегда им говорю, что школа для детей — второй дом. Но, к сожалению, даже там ребенок бывает не всегда защищен. Еще хочу сказать, что проявление жестокости со стороны родителей влечет за собой цепную реакцию. Ребенок сам может стать жестоким и начать вымещать свою злость на более слабых ребятишках.
Конфликты между учениками были всегда. Но
Дети пишут, что в школе есть дискриминация по внешнему виду, одежде. Имеет значение социальный статус родителей. Если ты из небогатой семьи, плохо, небрежно одет, ты рискуешь столкнуться с негативным отношением одноклассников. Сейчас появилась «мода» снимать коллективные драки на телефон и размещать их в Интернете. Чуть не боевики. У нас были случаи, когда педагоги смотрели на это сквозь пальцы. Хотя такие вопросы в первую очередь должен решать педагогический коллектив и родители. Если не решают, тогда приглашаем к нам и педагогов, и родителей, и секретаря комиссии по делам несовершеннолетних, и всех, кто имеет к этому отношение. Отсюда они уходят уже с совсем другим настроением.
Видеозапись — это уже доказательство вины. А если ребенка бьют
Конечно, ребенок не должен молчать. Если он сам не может решить проблему, это обязаны сделать его законные представители: родители, педагоги, директор. Есть разные педагогические технологии, позволяющие выявить такие случаи. Я сама работала в школе и могу сказать, что ребятишки все рассказывают. Другой раз сижу, дневники проверяю, они приходят и начинают говорить, кто кого бьет и почему. Дети хотят, чтобы им помогали. Учителя
Какие еще права детей часто нарушаются?
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. К сожалению, не всем мы можем обеспечить такое право. Сейчас очень много асоциальных семей. Каждый год от 1000 до 1700 детей остаются без попечения родителей. У нас более 18 000 детей-сирот, из которых от 70 до 90 процентов (в зависимости от территории) мальчишек и девчонок — социальные сироты при живых родителях. Это отдельная категория детей, которые нуждаются в особой защите государства. Но как показывает практика, их права тоже нарушаются. Когда я приезжаю на места, я первым делом иду не в социальные учреждения, а в школы к самим детям. Некоторые учителя способствуют дискриминации сирот. Например, был случай, когда ребятишек из детского дома, которые пришли в школу, посадили на галерку. Они сразу почувствовали себя изгоями.
Насколько я знаю, сироты имеют право на определенные льготы. Всегда ли это соблюдается?
Бывают случаи, когда нарушают право сирот на образование. Я недавно была в Балахтинском районе. Там выпускница вышла замуж и уехала в Москву. В столице поступала в институт, и ей поставили двойку. А девочка умная, хорошо училась. На следующий год она не стала прилагать документы, что сирота, и прошла по конкурсу. Это тоже говорит об отношении. Да что Москва? И у нас это есть. Были примеры, когда дети сдавали все экзамены, а их не зачисляли. К нам приходила бабушка, воспитывающая двух мальчиков. Одного из них три месяца не включали в приказ о зачислении, пока я не вмешалась. Там три или четыре раза теряли документы, что мальчик — сирота. Я звонила декану университета, так он мне сказал: «Много здесь таких!» Только после того как я пригрозила ему, что напишу официальное письмо в прокуратуру, вопрос решился положительно. Сиротам же надо дополнительные стипендии платить, комнаты в общежитии выделять. Кому это надо? Кроме того, сирот с большим неудовольствием берут на работу, нарушая тем самым их право на труд. Нарушается право на жилье, у нас на сегодняшний день около шести тысяч сирот нуждается в жилье. Когда ребенок выпускается из профтехучилища, он должен освободить комнату для другого учащегося, который, например, приехал из села. А куда он пойдет? Ему негде жить.
И сирота, как правило, поступает в еще одно средне-специальное учреждение.
Да, это для него хоть
Это скорее проблемы родителей. А в чем нарушение прав детей-инвалидов?
Вы вообще видели на улице нашего города ребенка, который ехал бы на колясочке в кафе или кино? Я, например, ни разу такого не встречала, сколько ни смотрела. Почему? Прежде всего, для него не созданы подходящие условия: он не может свободно передвигаться, ездить в автобусе, посещать театры и различные заведения. Получается, что умственно развитый ребенок, который хорошо учится и владеет компьютером, лишен возможности общаться с другими людьми. Он закрыт в четырех стенах и привыкает жить одиноко. С ним рядом находятся только родители, но ведь
Для того чтобы среда обитания стала подходящей, нужны миллиарды. Но
Наше общество не совсем готово к тому, чтобы встречаться с такими детьми и не обращать внимания на их недостатки. Для этого нужно время, ведь мы не так давно заговорили об этих проблемах. Когда я работала в управлении социальной защиты, мы проводили анкетирование среди родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Некоторые люди писали, что десять лет не вывозили ребенка на улицу, потому что стеснялись. Ребенок-инвалид воспринимался взрослыми как
Думаю, я восприняла бы это нормально. Но ведь дети — народ бескомпромиссный. И эта бескомпромиссность порой доходит до жестокости. Они могут высмеять физические недостатки, обидеть, ранить…
У нас сейчас есть примеры, когда дети с ограниченными возможностями занимаются в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. В классе к ним привыкают и уже не показывают пальцем. Когда школьники близко с ними общаются, у них появляется чувство сопереживания, желание поддержать, помочь. Ребята из Сосновоборска даже разработали специальный проект и стали посещать семьи, где есть дети-инвалиды. Сначала мамы относились к таким визитам настороженно, но потом поняли, что ребятишки желают им добра. Они стали встречаться, общаться, вместе пить чай. И дети с ограниченными возможностями уже не стесняются, и школьники привыкают. Надо выводить этих детей в общее образование, начиная с детских садов, чтобы остальные привыкали. Да, это другие, особенные дети. Но они тоже имеют право жить и пользоваться всеми благами общества.
ОЛЕСЯ ПАРШИНА, фото Александра Паниотова