Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Такси-оборотень

Такси-оборотень

26.03.2009
2

В позапрошлом году в Красноярске произошло ДТП. Двадцатипятилетняя пассажирка такси и пьяный водитель не выжили в лобовом столкновении с КамАЗом. С тех пор владелец легкового авто и фирмы «Семь пятниц» всячески открещивается от этого дела. Он даже переименовал свою компанию в «Скороход», а затем и вовсе назвался «Экспертом», хотя подход к извозу остался прежним. «ВК» разбирается, как и кому приходится платить за такую «скорость».

Игра в прятки

На первый взгляд совершенно понятный случай. Очевидно, что водитель «Волги» с содержанием алкоголя в крови один промилле, вылетевший на встречную полосу в лоб грузовику, виноват. Но с него уже не спросишь за смерть двадцатипятилетней пассажирки Валентины Покус. И все-таки возникает закономерный вопрос: каким образом такого «пилота» выпустили на маршрут? Поговорить с владельцем компании «Эксперт» (ранее называвшейся «Семь пятниц» и «Скороход») Сергеем Хомчиком «ВК» так и не удалось. Его постоянно нет на рабочем месте, мобильный телефон отключен.

К слову, подобная игра в молчанку продолжается уже на протяжении нескольких месяцев. Более того, Хомчик вступил в режим полной конспирации, когда узнал, что отец погибшей Валентины решил добиться от него возмещения морального вреда. Теперь он не просто молчит, но и скрывается.

Все повестки из Федерального суда Октябрьского района Красноярска, направленные Хомчику, возвращались. Представитель истца Виктория Петрова рассказывает, что запрос в адресное бюро показал — глава «Эксперта» живет в другом районе. Позже выяснилось, что этого адреса вовсе не существует в природе. Как пояснил сам ответчик в самом начале судебных разбирательств (тогда он иногда выходил на связьТакси по телефону), его обманула женщина, которой он поверил: записала в паспорт несуществующую прописку. Однако если это на самом деле так, выходит, все его фирмы — липовые конторы и не имеют права на существование. Даже несмотря на то что дело было передано в суд по фактическому проживанию истца, добиться его выхода в свет не удалось.

Представитель Хомчика объяснял такую нелюдимость непричастностью к разбившемуся автомобилю. Дескать, машину он передал безвозмездно своей же компании «Семь пятниц», и ответственность должен нести его погибший сотрудник. Или компания. Стоит учесть, что на тот момент «Семи пятниц» уже не существовало. Но представитель продолжал твердить, что его подопечный просто физическое лицо и не может нести ответственности за действия своей (!) компании и тем более ее сотрудников.

И все это несмотря на то, что Хомчик официально числился директором в такси «Семь пятниц» и являлся учредителем фирмы. Он предпочитает не признавать прав на разбитый автомобиль.

Это довольно выгодная с точки зрения закона позиция. Если ты не хозяин машины и босс несуществующей уже компании, значит, и вправду не имеешь никакого отношения к происходящему.

Компания действительно должна была бы соблюсти целый ряд норм и правил — проверить своих сотрудников на содержание алкоголя, исправность машины и в конце концов нести ответственность за все происходящее, как собственник средства повышенной опасности. Но если ничего и никого уже нет, значит, и отвечать некому.

Заметая следы

В итоге реальное местожительство Хомчика таки нашли. Оказалось, что он снимает квартиру в Свердловском районе. Туда и было передано дело. «Семь пятниц» привлекли в качестве соответчика наравне с Хомчиком. В итоге с компании взыскали — 400 тысяч рублей. Казалось бы, дело завершилось. Нет. Когда судебные приставы поехали арестовывать имущество в компанию, выяснилось, что по юридическому адресу также никто не знает ни о Хомчике, ни о такси. Не правда ли похоже на вышеописанные трюки с квартирой и пропиской? На банковском счету у фирмы не оказалось ни копейки.

Получается, что решение суда было заведомо неисполнимым? Однако секрет компании-призрака раскрылся довольно быстро. Выяснилось, что Хомчик с товарищем Таранцевым основали некое ООО «Сигинвест», которое и продолжало заниматься извозом. Правда, директором на этот раз был избран сотоварищ. Хомчик, наученный горьким опытом, предпочел уйти в тень и стать просто соучредителем, дабы ни за кого не отвечать. Однако Петрова рассказала «ВК», что фактически руководителем остается Хомчик. Это подтверждается и нашими звонками в компанию. Как нам сказали в отделе заказов такси, «руководства на месте нет», подразумевая как раз того самого Хомчика. Вероятно, для того чтобы еще больше замести следы, ООО «Сигинвест» действует под новым брендом — такси «Эксперт».
Интересно, что бывшие «пятничные» автомобили такси базируются как раз в том же месте, что и изначальная фирма, — на Аэровокзальной, 19. Да и водители подтверждают — у них все тот же босс.

К слову, как удалось выяснить «ВК», у нынешнего соучредителя-директора в собственности находится около десятка машин — легковушек и «Газелей». И кто знает, сколько из них в данный момент колесит по городу и кто находится за рулем? Хотя, что бы ни случилось, думается, у Хомчика есть проверенный план отступления — «машина и компания не мои». За все отвечает водитель. Но что же получается — виноват всегда таксист, нарушивший ПДД? Но ведь если бы в компании «Семь пятниц» или «Эксперт» был налажен соответствующий контроль за трудовой дисциплиной, трагедии можно было избежать. Но «мелочи» в виде правил охраны труда прибыли не приносят.

Кто в ответе за пассажира?

Все вышеописанное — лишь частный случай. Возможности для манипулирования с названиями и перерегистрацией фирм-однодневок уже давно используются не только «терпящими бедствие» предпринимателями, но и обыкновенными мошенниками. Однако мы решили выяснить, кто же все-таки в ответе за пассажиров. По закону фирма-такси вроде бы несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров. Вот, например, в обыкновенной «маршрутке» ни у кого бы не возникало вопросов, кто виноват. Есть автобус, есть фирма с лицензией, директор, водитель. Как сообщили «ВК» в Управлении государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, перевозка пассажиров легковыми авто не относится к лицензируемым видам деятельности.

Хотя, в принципе, такая постановка вопроса ни в коей мере не освобождает таксистов от уголовной ответственности. Тем не менее в случае чего вариантов для маневров у них остается гораздо больше.

Собственно, даже лицензируемые «маршрутники» носятся по улицам города, что уж говорить о простых «бомбилах»? Для того чтобы заняться частным извозом, не нужно даже шашечек. Хочешь проехать с ветерком — плати и садись. Вот только в следующий раз внимательно посмотрите и задумайтесь, стоит ли отдавать свои деньги за собственную жизнь и здоровье.

Марк Захаров, "Вечерний Красноярск"

Рекомендуем почитать