Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Пиратский маркетинг

Пиратский маркетинг

15.05.2009
3

Можно ли избавиться от пиратского софта на рынке

Рынок лицензионного программного обеспечения на сегодня достаточно насыщен, чтобы решившему узаконить свою виртуальную жизнь не пришлось долго искать способы это сделать. Причем если корпоративный сектор все чаще обращается в своей работе к официальным программным продуктам, то домашние ПК по-прежнему остаются потребителями пиратской продукции. Однако самих производителей это мало смущает, ведь пиратство, по сути, превратилось для них в маркетинговый инструмент.

Лицензионное прибавление

Программное обеспечение никогда не было особым дефицитом. 10—15 лет назад, когда компьютеры еще были не столь распространены, практически любой программный продукт можно было купить за 100—150 рублей с уличного лотка. Лицензионный софт было крайне сложно найти, да и цена была далека от желаемой.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. По крайней мере, в отношении наличия программного обеспечения на рынке. Да и стоимость сегодня уже не кажется такой запредельной — 1,5—2 тысячи рублей за операционную систему вполне подъемные деньги.

Причем само развитие компьютерного рынка дало толчок положительной тенденции в проникновении лицензионного программного обеспечения.

Начальник отдела закупа компании «Аверс» Максим Багаев- На сегодняшний день большая часть лицензионного софта покупается вместе с компьютерами, — рассказывает начальник отдела закупа компании «Аверс» Максим Багаев, — львиную долю в нем составляют предустановленная операционная система (Windows. — «ВК»), разного рода антивирусы и те программы, которые идут вместе с аппаратным обеспечением (так называемые программы ОЕМ. — «ВК»).

Тут надо пояснить: программы ОЕМ-типа устанавливаются только на тот компьютер, с которым поставляются, на другой машине они работать не будут.

- Человек сегодня все чаще склоняется к покупке компьютера с предустановленной системой, — продолжает Багаев, — поскольку в такой ситуации он может просто купить компьютер и начать на нем спокойно работать, не задумываясь над поиском и установкой программного обеспечения.

Такое развитие событий привело к тому, что проникновение лицензионного софта в жизнь красноярцев резко увеличилось и теперь, по оценкам экспертов, составляет около 20%. Причем по большей части эта цифра достигнута исключительно за счет корпоративного сектора. Простые же красноярцы остаются приверженцами пиратского софта. Но об этом чуть позже.

Свободное решение

Эксперты признают, что основным потребителем лицензионных программных продуктов остаются компании и предприятия. На сегодня, по оценкам специалистов, около 50% красноярских компаний перешли на лицензионный софт, невзирая на то что полное лицензирование только одного рабочего места среднего офисного работника может обойтись в 15—20 тысяч рублей. Что даже при средних размерах компании выливается в кругленькую сумму. И это только при лицензировании операционной системы и офисных приложений. А есть ведь еще и такие специальные программы, как AutoCAD, стоимость пакета которых составляет не одну тысячу долларов.

- Такие расходы вытекают большей частью из незнания владельцами компаний всех особенностей лицензирования, — рассказывает заместитель генерального директора компании Maxsoft Надежда Худобердина, — тогда как существуют способы уменьшить эту финансовую нагрузку.

Действительно, по рассказам продавцов, нередки случаи, когда клиент, планируя лицензировать программное обеспечение на рабочих местах своей компании, собирается покупать коробочные версии продуктов (т. н. BOX-версии), тогда как просто купить дополнительные лицензии было бы куда дешевле, да и практичнее с точки зрения удобства хранения и оперирования. Похожая ситуация и с офисным пакетом. Дело в том, что полная версия MS Office, которая стоит около 9 тысяч рублей, по сути, большинству и не нужна. К тому же Microsoft дает возможность выбора тех программ, которые войдут в поставляемый пакет, что позволяет значительно уменьшить стоимость лицензирования.

Свободный софт

Есть и еще один способ сэкономить на приведении компьютерной составляющей своего бизнеса в порядок, и, в отличие от первого, он еще более дешев. Основа этого подхода в использовании так называемого свободного софта, который на сегодня способен выполнять многие — если не все — функции лицензионного. Типичный пример такого решения может выглядеть так: сами рабочие места укомплектовываются операционной системой Linux, роль офиса исполняет OpenOffice, разного рода мультимедийных программ свободного (т. е бесплатного) доступа достаточно много. Что же касается антивируса и прочих защитных систем, то они, в принципе, и не нужны, так как вирусы разработаны в основном для Windows, как для самой распространенной системы в мире. Все же необходимые программы, работающие под Windows (например, 1С), устанавливаются на сервере, а работники получают к ним терминальный доступ.

- Подобное решение помимо преимуществ дешевизны дает и ряд проблем, — уверена Худобердина, — людей придется переучивать работе на таком программном обеспечении, да и после этого некоторое время эффективность работы будет ниже обычной. Таким образом, потери компании в виде расходов на обучение и недополученной прибыли могут составить весьма приличную сумму и по итогу привести к тому, что такой ход окажется еще дороже, чем лицензирование. К тому же использование свободного софта накладывает ограничения на деятельность компании ввиду отсутствия инструментов анализа и планирования и дефицита персонала, способного оперировать этим ПО.

Принцип привычки

начальник отдела закупа компании «Аверс» Максим БагаевТеперь вернемся к частному сектору, т. е. программному обеспечению, установленному на домашних компьютерах, которое, как было сказано выше, почти сплошь пиратское за исключением операционных систем, антивирусов и программ ОЕМ-типа. По оценкам Надежды Худобердиной, в их компании на долю этого сегмента рынка приходится лишь 2% всех продаж лицензионного программного обеспечения.

- Несмотря на это, можно декларировать позитивную тенденцию на этом направлении, — говорит она.

- Этот сегмент покупателей не хочет, да и вряд ли когда-нибудь захочет, перейти на лицензионное программное обеспечение, — говорит Максим Багаев. — Я еще не встречал человека, который, узнав о цене того же AutoCAD’а, взял бы и купил его. К тому же использование пиратского софта, по сути, им ничем не грозит — ни силовые структуры, ни сами производители не прикладывают особых усилий к увеличению подконтрольности этого сектора потребителей.

Подобное утверждение на первый взгляд может показаться странным, ведь такой подход означает прямые потери производителями программного обеспечения. Хотя при ближайшем рассмотрении все становится понятным. По официальной статистике, уровень проникновения домашних компьютеров в Красноярске составляет не более 40%, а Интернета (рынок антивирусов) и того меньше. При этом расходы на поиск, установление и получение причитающегося такие же, как и в корпоративном секторе, если не больше. Вот и получается, что для того, чтобы получить сопоставимые с корпоративным сектором доходы, в частном секторе придется потратить куда больше сил и денег, притом что емкость корпоративного рынка программного обеспечения все равно останется больше. К тому же есть и еще одна причина.

- Рынком программного обеспечения движет привычка, — рассказывает Багаев. — Есть масса бесплатного софта, который может заменить пиратские продукты, однако люди привыкают пользоваться тем или иным софтом и уже не хотят переучиваться.

Вот и получается, что к работодателю приходит человек, привыкший работать в определенных программах, а переучивать его на другие может оказаться себе дороже. Такое положение дел и приводит к тому (и все эксперты сходятся в этой оценке), что производители платного программного обеспечения сами заинтересованы в большом проникновении своей продукции на домашние компьютеры, даже в пиратском ее варианте. Для них это своего рода маркетинг.

Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать