Главная
>
Статьи
>
Андрей Катаев: «Ергаки требуют не большого кошелька, а понимания в головах»

Андрей Катаев: «Ергаки требуют не большого кошелька, а понимания в головах»

04.06.2009
2

Похоже, темпы освоения природного парка «Ергаки» возрастают. Чуть больше года назад при краевом центре спортивной подготовки, подведомственном министерству спорта, туризма и молодежной политики края, был создан отдел по реализации инвестиционных проектов в Ергаках. В марте нынешнего года его возглавил Андрей Катаев, широко известный в Красноярском крае как основатель этнофестиваля «Саянское кольцо». Планы у его подразделения поистине наполеоновские.

 Подготовить базовую концепцию

Андрей КатаевЧто на повестке дня, Андрей Александрович?

Ведем работу по созданию отдельной структуры - автономного учреждения «Ергаки». А его команда, в свою очередь, будет заниматься комплексным развитием хозяйственной зоны природного парка. На сегодня она составляет 9 тысяч гектар. Это центральный кластер, в котором находятся все базы и где планируется основное строительство - Центра МЧС, Федерального тренировочного центра сборных команд РФ и краевого объекта «Альплагерь».

В чем будет отличие этой структуры от предшествующих ей?

Прежде всего нам предстоит сформировать общую концепцию развития территории. Плюс информационная деятельность, туристическая, эксплуатационная, строительная и привлечение инвестиций в Ергаки. Кстати, 14 июля должна быть принята схема территориального планирования - в ней будет прописано, где какие объекты размещать. А после нее начнем разрабатывать Генплан. Базовую концепцию очень важно разработать в самом начале, до того как приступим к строительству.

В чем ее значимость?

Нельзя осваивать пространство по методу тыка: понравилась поляна - построю здесь что хочу, любые домики и бани. Территория Ергак уникальная, обладает колоссальнейшим потенциалом. Однажды я привозил туда из Москвы знакомых, которые занимаются консалтингом в области туризма. Они были просто потрясены возможностями этой местности. Горнолыжный потенциал, пешеходный, экологический, научный плюс скалолазание и альпинизм. Прибавить к этому доступность - всего 600 км от Красноярска, - и остается только удивляться, почему Ергаки до сих пор толком не освоены. Скажем, Национальный парк Йосемити в Калифорнии, схожий с Ергаками по уникальному комплексу скал, посещают три миллиона туристов в год. Ергакам столько не нужно, но из них тоже можно сделать очень притягательное место.

Ориентация на потребителя

Андрей КатаевНа какой поток туристов рассчитываете?

Согласно прогнозам, Ергаки могут посещать около миллиона человек в год.

  То есть одновременно без ущерба для территории там могут находиться 4 тысячи человек в день. Сейчас, по разным данным, Ергаки принимают от 20 до 80 тысяч туристов ежегодно. Я лично полагаю, что на самом деле их там бывает не больше 40 тысяч.

Но все прогнозы на будущее условны. Во-первых, нам нужно будет учесть емкость рынка. Основной поток туристов поедет из регионов Сибири, немногие - с Урала, из Москвы и из-за границы. При этом нельзя сбрасывать со счетов и финансовый кризис, непонятно, как долго он еще продлится в стране. А во-вторых, многое будет зависеть от того, удастся ли нам создать неповторимый качественный турпродукт. Я считаю, что если уж делать - то делать так, чтобы ни в Шерегеше, ни на Алтае нельзя было найти то, что в Ергаках.

То есть прежде всего ориентируетесь за запросы потребителей?

В первую очередь. Нужно адекватно оценить, кто и с какой целью захочет туда поехать, какие услуги необходимо предоставить этим людям, будь то любители экстремального отдыха или желающие отдохнуть на природе в семейном кругу. Плюс для всех интересующихся можно построить некий природный центр, где в одном месте была бы возможность ознакомиться со всем биоразнообразием Ергак. Причем это может быть и виртуальное знакомство: надел специальные очки - и возникает ощущение, что ты, как орел, паришь над этими горами, - технологии сегодня такое позволяют. В планах у нас - сделать сайт «Ергаки.инфо», который бы работал как информативная площадка. И в то же время - как некая виртуальная страна «Ергаки» с собственным сообществом, которое будет обсуждать, советовать, критиковать то, что там происходит. Лишь бы во благо развитию.

И второй важный момент - нельзя строить что-то, что не впишется в природу.

Природа на втором или все-таки на первом месте по значимости?

Конечно, с позиции сохранения природы - она на первом месте. Но если исходить только из этого, лучше там вообще ничего не делать и оставить все в первозданном виде. Раз уж человек начал осваивать это пространство, с точки зрения дальнейшей эксплуатации Ергак надо ориентироваться на потребителя. При этом необходимо направить все строительные процессы в такое русло, чтобы они не разрушали природу. И в то же время чтобы они были максимально эффективны в своем комплексе. Имеющаяся там инфраструктура уже не удовлетворяет требованиям.

Изменить мышление инвесторов

Андрей КатаевА как обстоит дело с частными инвестициями со стороны?

Прежде нужно сделать саму территорию привлекательной для инвесторов. Государство реализует какие-то ключевые инфраструктурные решения - это энергетика, дороги, водоснабжение. Проектируется Федеральный тренировочный центр - база как для профессиональных спортсменов, так и для обычных потребителей. По федеральной программе на него предполагается выделить 3,5 млрд рублей. На Центр МЧС государство планирует выделить от полумиллиарда до миллиарда рублей. Со стороны частных инвесторов тоже ожидаются миллиардные вложения. Но в том случае, если проект будет развиваться активно и системно. Те же хозяева уже существующих баз в Ергаках задумываются, что со временем придется их потихоньку сносить и возводить более качественную инфраструктуру. Но чтобы решиться на такой шаг, им нужно понимание общей стратегии освоения Ергак. Как я уже сказал, разработка такой стратегии - задача нашего подразделения.

Как думаете, сколько времени потребуется, чтобы сделать Ергаки инвестиционно привлекательными?

Полагаю, не меньше двух лет. После того как мы подготовим стратегию развития, появится понимание, где что должно быть, какой будет туропоток и какие усилия нужно приложить, чтобы этот поток привлечь. И уже на базе всего этого можно будет формировать инвестиционные предложения. Но предварительную работу предстоит проделать гигантскую. Одно дело, если бы мы строили какой-то отдельный курорт. А нам нужно увязать несколько разнонаправленных туристических комплексов - для семейного отдыха, экстремального. Будут организованы обустроенные кемпинговые площадки. Альплагерь, как предполагается, будет не только готовить альпинистов, там сможет отдыхать любой человек. Также будет построено несколько альпхижин внутри парка, где люди смогли бы переночевать в более комфортных условиях или спрятаться при необходимости от внезапных погодных скачков. Ергаки в этом смысле - место очень нестабильное, погода там порой меняется по нескольку раз на дню.

Иными словами, в перспективе должен возникнуть такой город-курорт с комплексной эксплуатацией хозяйственной зоны, единой диспетчерской службой. Нам предстоит сформировать это единое пространство, в котором разные категории потребителей - от людей обеспеченных до туристов со скромными финансовыми возможностями - смогут найти все, что захотят. Самое главное - изменить мышление потенциальных инвесторов.

В какую сторону?

Сейчас все инвесторы, которые хотят зайти в Ергаки, видят в них единственный формат использования - баня, кафе, домики. Даже СФУ исходит из такой позиции - построить место отдыха для профессоров и студентов. Я считаю подобный подход неэффективным - дальше-то что? Мне кажется, СФУ было бы гораздо интереснее создать какую-то лабораторию, центр устойчивого развития территории. Которая проводила бы научные исследования - изучала таяние снегов, выпадание осадков, их воздействие на биоразнообразие Ергак. Плюс они прямо на месте подсказывали бы нам какие-то технологии водоочистки, использования альтернативных источников водоснабжения, энергии. Да, мы строим там ЛЭП. Но может быть стоит также построить ветряки, установить солнечные батареи? В Ергаках проблема с водой, но там очень много внешних стоков. И для каких-то технических целей, наверное, можно было бы использовать осадки. У мировой общественности сейчас вообще очень актуальна и востребована форма устойчивого туризма, или green туризм, как его еще называют.

Ставка на устойчивое развитие

Что подразумевает такая форма?

Устойчивый туризм - это когда весь процесс туризма не нарушает экологию, когда за его счет создаются экономически выгодные условия для местного населения - оно вовлекается в работу, используются местные продукты и т. д. И самое главное - туризм не разрушает, а, наоборот, создает условия для развития территории. Скажем, был грязный водоем - его очистили, дорожки в парке были плохие - появились хорошие и т. п. У нас в стране такой подход пока мало где реализуется. Но на Западе все очень сильно повернуты именно в эту сторону. В ноябре я был в Лондоне на туристической выставке - она полностью проходила под темой устойчивого туризма.

А что, по вашему мнению, сегодня препятствует развитию въездного туризма в России, и в частности в Сибири? Отсутствие подготовленной инфраструктуры?

В первую очередь сказывается отсутствие правильного отношения к туризму со стороны государства. И прежде всего именно к въездному. Туризм у нас в стране всегда был где-то на задворках экономики, никто к нему не относился как к стратегическому приоритетному направлению. Понятно, что у стран с мягким климатом такой потенциал, что нам с ними никогда не конкурировать по туропотоку. Но в то же время у нас есть внутренний рынок, на который можно смело ориентироваться. А куда сегодня, например, съездить отдохнуть красноярцам со средним доходом, если вокруг нет подготовленных баз отдыха? Нет, пока государство не начнет рассматривать туризм как важное приоритетное направление, ничего не изменится.

Звучит пессимистично.

Напротив, я как раз оптимист. (Улыбается.) Из той категории, кто верит в потенциал тех же Ергак и видит, как его можно эффективно использовать.

Но есть и другая категория?

Многие пессимисты нам говорят, что ничего там не получится, это все игры отдельных чиновников и незачем «вбухивать» в Ергаки гигантские инвестиции. Чтобы переломить такие настроения, нам как раз и нужно последовательно, шаг за шагом, разработать стратегию. Я не склонен форсировать события, иначе мы получим кучу горнолыжек, которые будут создавать ненужную конкуренцию и в итоге работать неэффективно. Или появятся несколько одинаковых гостиниц поблизости друг от друга, в каждой из которых будет свое кафе, своя прачечная, - смысл в таких затратах? Можно построить меньше подобных объектов. Но их экономический эффект будет выше.

Что же касается невнимания государства к туризму - я в этом убедился на собственном опыте.

Как автор маршрута «Саянское кольцо»?

«Саянскому кольцу» действительно не хватило государственной поддержки и общего понимания со стороны соседних регионов, чтобы эту территорию раскрутить еще больше. Хотя и сейчас народ, который по нему ездит, в восторге от сибирских красот. Но если бы было комплексное развитие совместно с Хакасией и Тувой при создании туристской инфраструктуры плюс мы бы единым фронтом выступили на международных выставках - эффект был бы гораздо сильнее. А так, сколько бы бизнес ни пыжился, ни старался, - резонанс не тот. Хотя вроде бы все хотят развивать туризм - ты, мол, сделай какой-нибудь маршрут; если у тебя получится, мы посмотрим, поддержать это или нет. Но у маленьких турфирм недостаточно ресурсов, чтобы выстроить длительную цепочку развития и создать нормальную инфраструктуру.

А как с этим обстоит дело в других регионах?

Могу то же самое сказать о Чукотке, для которой писал концепцию развития туризма. Казалось бы - богатейший природный потенциал, уникальные этнография и ландшафт. Но чтобы туда добраться, нужно заплатить 120 тысяч за вертолет. В Канаде, США повсюду летают маленькие «цессны» - 6-10-местные, они развозят туристов по всей территории. И стоит это дешево, летный час - 200-300 долларов. А у нас его стоимость - 2-3 тысячи долларов. Чтобы изменить ситуацию с развитием малой авиации, нужны поправки в федеральном законодательстве. Межведомственная несогласованность, раздробленность в России тормозит все процессы. На той же Чукотке проблемы с пограничниками - они, видимо, думают, что все еще живут в Советском Союзе и кругом одни враги. А сложнейшей процедурой выдачи виз и проверок документов можно защитить государство. Другие страны открывают границы, оптимизируют прохождение всех процедур, чтобы туристам было комфортно, - потому что они в этом заинтересованы. У нас же все наоборот. Вот и получается, что на деле в развитии туризма Россия не заинтересована.

Но вроде бы власти Красноярского края сейчас активно проявляют интерес к тем же Ергакам?

У нас с этим действительно ситуация получше, чем на федеральном уровне. Потому что есть волевая позиция губернатора. Например, Александр Геннадиевич сказал, что в Ергаки нужно провести сотовую связь - пожалуйста, сейчас там это не проблема. То же самое постепенно происходит и с решением других вопросов. Если поначалу Ергаки рассматривали в основном как природный парк, то сейчас задумались о развитии туризма. На краевые деньги будет строиться альплагерь, финансируются энергетика, дороги, изыскания, информационное продвижение. Возможно, пока это все во многом рассматривается в свете имиджево-политическом. И даже внутри нашей власти у многих есть сомнения, стоит ли вкладывать туда гигантские инвестиции, - думаю, нам еще не раз предстоит столкнуться с межведомственной раздробленностью. Тем не менее есть надежда, что нам удастся воплотить этот проект. Во всяком случае, я на это настроен всерьез. (Улыбается.)

«Саянское кольцо» не отпускает»

Андрей Александрович, а как вы относитесь к культурному туризму, который сейчас пытаются позиционировать в крае?

Мне кажется, у него есть потенциал. Но проблема в том, что не только государство, но и наше общество не ценит то, что имеет, все время копирует какие-то аналоги. Пройтись по Красноярску - можно найти рестораны «Нью-Йорк», «Mama Roma». И ни одного настоящего ресторана сибирской кухни. Думаю, культурный туризм должен прежде всего ориентироваться на этнографию. На примере фестиваля «Саянское кольцо» можно увидеть, во что это вылилось - люди его ждут, они уже к нему приучены. Значит, нужно поддержать и закрепить их интерес.

А еще очень важно в развитии культурного туризма, как и любого другого, объединять ведомственные усилия. Говорят о создании новых маршрутов, но тот же маршрут «Саянское кольцо» уже создан, его нужно просто усилить. Благо сейчас подписано соглашение с Тувой о взаимодействии, будет подписано такое же соглашение с Хакасией.

Не планируете увязать Ергаки с «Саянским кольцом»?

Думаю, они могут быть дополнительной опцией для «Саянского кольца» - как для маршрута, так и для фестиваля. В этом году случайно, но очень удачно совпало, что альпфестиваль в Ергаках стартует сразу же после «Саянского кольца» - он пройдет с 6 по 28 июля. Это федеральные соревнования по альпинизму, международные по скалолазанию и плюс приключенческая мультигонка - преодоление всевозможных природных препятствий в экстремальных условиях. Впервые международные соревнования такого уровня по скалолазанию пройдут на открытых скалах.

А вот от идеи переместить фестиваль в Ергаки, как нам некоторые предлагают, - Боже упаси! Уникальная природа Ергак не вынесет такого нашествия.

Вы полностью устранились от этого фестиваля?

Думаю, я связан с «Саянским кольцом» уже на всю жизнь - есть ощущение какой-то внутренней ответственности. Мне это небезразлично. Не участвую в управлении фестивалем, я там добровольный консультант.

За полтора года, что отсутствовал в Красноярске, я построил гостиницу «Сибирский этнодвор» под Москвой - с юртами, чумами. Здесь, к сожалению, на такой проект инвестора не нашлось. Для Чукотки, помимо концепции развития туризма, сделал фирменный стиль, запустил производство сувениров. Предложение заняться Ергаками принял, потому что там можно реализовать какие-то свои идеи и приобрести новый опыт. Собственно, я и уезжал-то отсюда потому, что два года назад отношение к туризму в крае было вялотекущее. Хочется надеяться, что сейчас ситуация изменилась. Ергаки вполне можно сделать на международном уровне, на тех самых принципах устойчивого развития. Тогда у нас будет настоящая конфетка, о которой заговорят во всем мире. И в первую очередь это требует не большого кошелька, а понимания в головах.

Досье «ВК»

Андрей Александрович Катаев

Родился 29 мая 1972 г. на станции Билимбай, Свердловская область.

Окончил Красноярский государственный аграрный университет, специальность «зооинженер-селекционер». В 1993 году поступил в Британский открытый университет на курсы «Управление взаимоотношениями с потребителями и клиентами» и «Эффективный менеджмент».

С 1994 года начал работать в британской маркетинговой компании. В 1996 году открыл свою туристическую компанию - «Парадайз». В 1999 году запустил турпроект «Саянское кольцо». В 2001-м выделил его в отдельную туристическую компанию. До 2007 года был ее генеральным директором. В 2003 году организовал на юге Красноярского края этнофестиваль «Саянское кольцо». В 2007 году работал в проекте «Этномир», построил гостиницу «Сибирский этнодвор» под Москвой. Разработал концепцию развития туризма для Чукотки.

С 1 марта 2009 года - руководитель отдела по реализации инвестиционных проектов в природном парке «Ергаки» при Центре спортивной подготовки Красноярского края.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать