Михаил Тарковский из «тех самых» — внук поэта Арсения Тарковского, племянник режиссера Андрея Тарковского. Но говорить о родстве, как меня предупредили, не очень любит. Тем более есть о чем говорить помимо того, сама траектория его жизни провоцирует на вопросы. Михаил един в двух лицах: это охотник-промысловик из поселка Бахта Туруханского района,
Тайга и душа
Давайте, Михаил Александрович, сначала о тайге, а потом о литературе… Ну вот простите за банальность: когда вы, столичный житель, член известной семьи, решили-таки уехать в тайгу, окружение удивилось? Сильно отговаривали?
Да что, какое там отговаривали… Это детская мечта сбывалась. И никакого слома линии в моей судьбе не было. Помню, в нашей детской компании многие хотели вот так уехать. И я собирался не просто в Сибирь, а именно на Енисей. Жалею? Да странный вопрос… Ну, иногда накапливается усталость от сидения на одном месте, ведь деревня со своими отношениями — это тоже труд, потому что здесь не скроешься, как в городе. Как и всякому человеку, охота повидать других людей. Ездишь в город и по делам, конечно, но город изматывает куда быстрее.
Как строится год у писателя-охотника Тарковского?
Все время почти в Бахте, только зимой на
А как выглядит ваш таежный день?
Ответьте профану — сильно вот рискованно бродить по тайге?
В тайге главное — не болеть. Остальное все нормально, и риска здесь,
Я был в Туруханском районе прошлым летом, в июле. Простите, но там за поселение выйти страшно: мошка налипает на тебя ровным слоем, никакие накомарники не спасают.
А привыкаешь к комарам-мошке. В июле же в тайгу обычно не суются, лето вообще сезон не таежный. Хотя на покосах тоже вся эта комариная братия давала прикурить. Лучшее время — весна или осень. Ну зима, если не холодно. Минус
Лучше, чем минус пять? Может, это красноярская влажность, но у меня при минус 25 в Красноярске нос отваливается уже.
В городе мороз вреднее. Нет, минус пять в тайге — это хуже. Парниково
Вы говорили, что города выматывают куда сильнее.
Тайга отнимает физические силы, но душу лечит и восстанавливает. А город душу вынимает. И писать я привык только у себя. Если меня запереть в городской квартире, тоже
Деревенский житель
Как строятся отношения с местными жителями? Люди в Бахте
Так вопрос не стоит, потому что этих людей я всю жизнь знаю. Столько прожито. Я сам житель. В деревне — это как на плоту или льдине: с одними и теми же людьми плывешь неимоверно сколько лет.
Можно ли говорить о разных Михаилах Тарковских: один в деревне, другой в городе, третий в книгах? Или это совершенно один и тот же человек, он одинаково общается с людьми и в Бахте, и в Москве, и на страницах книг?
Ну, вопрос философский — какие мы где? Для себя внутри ты всегда один. А в жизни, конечно, меняешься внешне,
А в книгах на кого и на что больше похожи?
Вот это вопрос капитальнейший и нравственно-важнейший. Потому что провозглашать легче, чем исполнять. Вот выступает писатель перед школьниками, говорит, что надо быть духовными, каждый день двигаться по пути совершенствования, в храм ходить, не поддаваться на соблазны мира, не пить, не ругаться, не смотреть телевизор. А что делать с тем, что он сам не подарок? Дак вот он и говорит ребятишкам: вы не думайте, что я такой красивый тут стою и только вас и учу. Нет, я и сам грешный, сам оступаюсь и ошибаюсь, что ни день. Но стараюсь, и на исповедь хожу, и страдаю, и дело это наше общее, дело человечье. Это вам и любой батюшка из храма скажет, что он такой же человек…
Что оказалось самым неожиданным в «лесном» периоде вашей жизни? Вы говорите, что уехать охотником — детская еще мечта. В чем мечта не совпала с реальностью, были
Люди и труд. Была с детства мечта жить в тайге, среди кедров и всяких зверей, была мечта делать каждый день то, что делают промысловики, но это все из книжек, из
Наивный вопрос, но
Наивный и честный вопрос. Конечно, писательский труд в сто раз легче, чем на морозе сети смотреть, с бревнами корячиться или снегоход из наледи вытаскивать. Как легче сидеть в теплой избе, а не стоять по пояс в ледяной воде. Или просто месяц за месяцем идти по путикам, месить метровый снег. День за днем. Развешивать приваду, капканы настораживать, когда пальцы ломит от мороза… Причем вне зависимости, болит спина, не болит. И когда вообще не до мыслей и записок. Можно возразить, что есть мучительнейшие дни, когда не дается повесть, когда не можешь начать. Напряжение дикое — и ни с места, и чувство вины, и все опостылело… Но все равно — ты в тепле, и никуда на надо торопиться, в график вписываться.
Для односельчан сильно ли значимо, что вы публикуетесь в Москве, что вы — писатель? Или они больше ценят вас за
Думаю, что значимо последние годы. Даже не в каком городе, а что просто публикуюсь. Вообще, здесь всегда ценилось, насколько трудиться можешь, как можешь срубить сруб или там двигатель перебрать. Или соболя добыть. Это как аттестация. А вот когда тебя по телевизору увидят — тут
Культурный контекст
В какой мере допускаете до себя «современную культуру»? Какие книги читаете, фильмы смотрите?
Современную культуру стараюсь не допускать. Телевизор не смотрю. Раньше фыркал, но смотрел. Потом вообще отошел. Книги читаю либо старые, либо современных нормальных людей, которые примерно как я думают. Нормальных людей вообще очень много на Руси. Это землей заложено — добрых, правильных, ответственных людей растить. Как трава лезет. Ее косят, а она прет. А порча уже по ходу лепится. От ненормальных. Фильмы смотрю тоже те, которые
И как вам большая часть того, что выставлено в книжных магазинах?
Стоящего, с моей точки зрения, то есть возвращающего к истокам бытия, нужного, созидательного, — наверно, сотая часть. Очень мало классики. Очень мало современных писателей, стоящих на духовных, защитных, я бы сказал, позициях. Отставим коммерческую литературу, которой там прорва. Даже среди вроде бы литературы все равно какой-нибудь Сорокин, прекрасно изданный, в первых рядах красуется. Ни одной книги моих товарищей, работающих в русской реалистической традиции, ни одной книги в жанре русской критики, ни одной книги о том, что происходит с нашим человеком, с нашим обществом.
Вообще,
Я нетерпим, к сожалению, к людям, это плохо… очень плохо… И, конечно, делишь в зависимости от взглядов на нашу землю, нашу историю, вообще… на наше. И одновременно доброта — недоброта и прочее человеческое — все крайне важно. И получаются две оси, и хорошо, когда они пересекаются. А вообще в этом великое противоречие, и это тема огромного романа. Хотя все сказано уже. А когда две оси пересекаются — подвижник рождается.
Как относитесь к тому, что ваша литературная известность скорее московская, нежели красноярская?
А разве это так? Если так, то это неправильно. Наверно, оно
Опыт вообще у каждого только свой, к сожалению. Долгий, как жизнь, вопрос… Наверно, то, что ничего особенного в писательском ремесле нет, что оно такое же точно, как любое другое дело: плотницкое, охотницкое, рыбацкое, что это все ремесла — братья по добыче, стройке… И что настоящий плотник, если он с любовью к делу подходит, те же ощущения испытывает в
Верите ли вы, что могут быть вредные книги или ну совершенно бесполезные?
Конечно. Они есть. И их больше, чем кажется. Главный вопрос, считать ли бесполезные книги вредными? Со строгих позиций духовно нейтральные книги тем, что не воспитывают, уже вредят, уже развращают. В православии есть правило — если не движешься вперед, то катишься назад, стремительно… беспощадно. Насчет книг у меня экстремистская позиция, но она в голове. А подойдет ко мне хороший мужик, пишущий нейтральные, безобидные книги, и что я ему скажу? Знаешь, старик, не писал бы ты больше… повестух. Не скажу. А потом про себя все равно подумаю, что все равно нет нейтральных книг, все равно книга или туда, или сюда скатывается. С лезвия. Все равно
Досье ВК
Михаил Александрович Тарковский родился в 1958 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина по специальности «география и биология». Затем работал на Енисейской биостанции в Туруханском районе Красноярского края. С 1986 года — штатный охотник, а последние годы — охотник-арендатор в селе Бахта Туруханского района. Писал стихи, последние годы перешел на прозу. Рассказы и повести Михаила Тарковского публиковались в журналах «Новый мир», «Юность», «Москва», «Наш современник», а также «Согласие», «Ветер», «Литературная учеба». Лауреат премий журнала «Наш современник» и сайта «Русский переплет».
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск»