Лошадиные будни в индустриальную эпоху
Ни одно животное так не послужило человеку, как лошадь. Бок о бок — с древних седых времен до современности. Армия, промышленность и сельское хозяйство, транспорт и связь — было время, когда ни одна из важнейших отраслей экономики, ни одна сторона человеческой жизни не обходились без пресловутых лошадиных сил.
В 1916 году конское поголовье в России исчислялось 38 миллионами голов. Иначе говоря, каждого третьего жителя Российской империи можно было бы усадить на лошадь.
А затем в нашу жизнь ворвались табуны «железных лошадок». Но верные коняги продолжают исправно служить человеку. Чтобы побольше об этом служении узнать, отправляемся на ипподром.
Под управлением Минсельхоза
Большинство красноярцев знают, что в нашем городе есть ипподром; многим известно, где он расположен. Но вот о том, что происходит за его забором, осведомлены единицы. Правильно это предприятие называется «Государственная заводская конюшня „Красноярская“ с ипподромом».
Местный ипподром — не то место, где кипят страсти и плетутся интриги, проигрываются и приобретаются состояния. Это лаборатория, испытательный полигон, на котором выявляются лучшие качества лошадей.
- Красноярский ипподром — федеральное государственное учреждение, — рассказывает директор предприятия Сергей Прус. — Он выполняет функцию государственной заводской конюшни, на сегодня являющейся крупнейшей в России. По итогам прошлого года у нас использовался 101 жеребец-производитель. Сейчас стоимость жеребцов достаточно высока, поэтому не каждое хозяйство может их приобрести. Для этого и существуют госконюшни. Мы владеем достаточным резервом и по заявкам хозяйств всех уровней и форм собственности сдаем жеребцов в аренду. Получив такую заявку, наши специалисты подбирают жеребца под конкретное направление — мясное коневодство, спортивное и т. д. В прошлом году от наших жеребцов мы получили по краю 1700 жеребят. То есть в среднем от каждого нашего жеребца принесли потомство 17 маток.
- Вы приписаны к Министерству сельского хозяйства. А реально потребность в лошадях в сельском хозяйстве велика?
- Да. Другое дело, что со временем меняется их назначение. Сейчас многие хозяйства перешли на табунное коневодство, то есть коневодство мясного направления; разводят тяжеловозные массивные породы, которые позволяют с наименьшими затратами получать хорошие привесы. Жеребята таких пород после отъемки достигают четырех центнеров, тогда как быка при соответствующих затратах кормов, техники, людских ресурсов требуется до такого веса содержать два года. А здесь — восемь месяцев, и практически без затрат.
Ну а мальчики — потом
Сейчас на ипподроме содержатся 203 лошади. Около 150 из них не принадлежат непосредственно хозяйству, а являются собственностью 24 юридических и 35 частных лиц. Сюда их определяют на постой. День такого постоя стоит 240 рублей. За эти деньги лошадь получает весь спектр услуг: уход, кормление, ветеринарное обслуживание, тренинг. Сергей Александрович замечает: «Красноярский край — единственный регион, в котором производители сельхозпродукции получают приличные субсидии на развитие коневодства — 125 рублей за конедень».
В штатном расписании предприятия — 41 человек. Это и спортсмены, и конюхи, и ветеринары, и административная группа. Есть и механизаторы: хозяйство само заготавливает корма. Нагрузка у персонала приличная: работа на ипподроме кипит с семи утра — это время первого кормления лошадей. Случайных людей здесь не может быть в принципе — выветриваются. Работают только те, кто по-настоящему предан лошадям.
Страсти по ипподрому
Знакомимся с бодрым энергичным дедушкой. Георгий Павлович Кожеко на ипподром начал ходить с 1938 года, десятилетним мальчишкой, благо семья жила рядом. Мальчишки помогали ухаживать за лошадьми, водили их купать на Енисей. Лошади и по сей день его вечная любовь. Он принадлежит к той немногочисленной категории людей, которые придут на ипподром при любых условиях. Сейчас на ипподроме тотализатора нет, и любители делают ставки между собой, «по пятачку».
Георгий Павлович рассказывает:
- До войны здесь была танцплощадка, столовая, качели для ребятишек стояли. По выходным играл духовой оркестр. Приходило много народу.
В общем, досуговый центр.
Интересуемся у Сергея Пруса:
- Возможно ли все это восстановить? Или со стороны зрителей уже нет такого интереса?
- Интерес есть. Но — какова реклама, такова и посещаемость. А чтобы повысить посещаемость, нужно создавать условия — чтобы люди могли отдохнуть, чтобы могли делать ставки. Чтобы дети были заняты. Ипподром — это социальный объект. Здесь должны быть кафе, рестораны, комнаты отдыха, цивилизованные туалеты, кассы тотализатора, нормальные трибуны. Старые трибуны сгорели лет тридцать назад, новые построить не удалось. Сегодня межбюджетные отношения не позволяют Красноярску вкладывать деньги в учреждение, которое принадлежит Федерации. Мы приписаны к Министерству сельского хозяйства, а у него есть более приоритетные задачи, чем развитие ипподрома. Губернатор неоднократно проявлял заинтересованность в возрождении ипподрома, но пока дальше разговоров дело не идет. А ведь тотализатор — это существенное пополнение казны.
Так, как проходят бега у нас в России, они не проходят нигде. В Японии в прошлом году
в государственном тотализаторе было разыграно 92 миллиона долларов. В Финляндии, с ее населением в пять с небольшим миллионов человек, — около 30 миллионов евро, в Швеции — 100 миллионов евро. В государственном тотализаторе четко прописаны правила распределения денег: выигрыш; призовые коневладельцам, наездникам и ипподрому; определенный процент выделяется на обучение. Причем суммы, предназначенные на образование в сфере коневодства, не облагаются налогом.
В России есть примеры возрождения ипподромных традиций. В Казани к 1000-летию города сооружен современный ипподром, лучший в России и один из лучших в Европе. Стоимость его — 800 миллионов долларов, занимает площадь 89 гектаров. Наличествует вся инфраструктура, современнейшая оснастка. Комфорт полнейший — и для зрителей, и для лошадей. Отличного качества дорожки для скакунов и рысаков. Конюшни на 400 конемест. Лучшие лошади России выступают там.
Недавно построен ипподром «Акбузат» в Уфе, в центре города. Занимает 11 гектаров земли — у нас, к слову, 19 гектаров. То есть земли достаточно, чтобы построить, например, крытый круглогодичный манеж для выездки, создать всю необходимую инфраструктуру для зрителей. Недостаточность финансирования — вот проблема не только коневодства, но и всего нашего сельского хозяйства.
Дело государственной важности
- У предприятия есть возможность дополнительного заработка?
- Мы открыли отделение проката. В прошлом году эта деятельность нам принесла полмиллиона рублей. Выполняем заявки по всему городу. Вот в День защиты детей у нас было две больших заявки — от детского дома Совмена и краевого Дворца пионеров. Обслуживаем свадьбы, новогодние праздники, городские мероприятия. Мы охватываем большую группу населения, что касается ознакомления, проката. В частности, совершенно бесплатно обслуживаем все социальные приюты. Многие школы, детские сады обращаются к нам. Мы никому не отказываем.
- А может быть, ваши финансовые проблемы были бы решены, если бы предприятие имело иную форму собственности? Например, стало бы акционерным обществом?
- Госконюшни нельзя отдавать на откуп кому бы то ни было. Это вопрос стратегический. Иначе можем потерять даже то, что имеем. Ипподромы — да, во всем мире это акционерные общества. Но там есть реальная возможность для зарабатывания денег.
У нас есть предприниматели, которые занимаются коневодством. В частности, три года назад в Емельяновском районе появилась ферма «Мустанг». Хозяева ее начали с наших пород лошадей, теперь там собраны лошади со всей России, есть и из Финляндии и Германии. Хотя дело это малодоходное, даже убыточное. Затевается оно прежде всего из-за особого отношения к лошадям. Cпортивное коневодство нужно рассматривать как отрасль социальную. Коснемся такого аспекта. Сейчас возникла большая потребность в иппотерапии. Я каждый день принимаю звонки с просьбой взять больного ДЦП ребенка, которому рекомендована иппотерапия. А у нас необходимых условий нет. Во всех странах мира конные школы берут на себя обязательства по проведению таких мероприятий, а регион эти мероприятия финансирует. У нас пока такого нет.
Бесценные вещи
- А сколько сейчас стоит лошадь?
- Стоимость лошади колеблется от 50 до 500 тысяч рублей — в зависимости от племенной ценности и ее качеств. Есть базисная ценность, которую оценивают племенники. У нас на ипподроме стоят и очень дорогие лошади. Вообще, дорого или дешево — сложно сказать. Все это достаточно условно, ведь речь не о бездушном предмете идет. Вот по телевидению был сюжет: лошадь, которая за свою карьеру уже выиграла 800 миллионов долларов, в свое время была куплена в полуторагодовалом возрасте всего за 800 долларов. Угадал коневладелец, теперь лошадь его кормит. А вот другой пример.
В Москве в конном спорте, в конкуре, владелец не продал лошадь за 3,5 миллиона евро, которые ему предлагали. Может быть, за шесть продал бы, а может, не продал бы и за десять. Многое зависит еще от отношений лошади и владельца. Вообще, отношение к животным в нашей стране — отдельный вопрос.
У нас в Краснотуранском районе есть племферма, там на пенсии стоят две лошади, которые в свое время достойно выступали и защищали честь своего хозяйства. Они достигли преклонного возраста, уже не могут участвовать в соревнованиях, сейчас спокойно доживают свою жизнь, получают полноценный рацион и уход. За ними ухаживают, как за детьми.
У нас есть жеребец, который похоронен в центре круга. Заслужил такие почести. Но это исключения. Большинство лошадей заканчивают свою карьеру на мясокомбинате. Когда я был в Финляндии, меня предупредили, чтобы я этой темы не касался — это считается непристойным и просто обидит их. Они лошадей хоронят. Даже притом что распространенная там порода — шведская хладнокровная — не призовая.
Лошади снова входят в моду. Для многих обеспеченных людей иметь лошадь — все равно что жениться на фотомодели: престижно! Но все же за этим увлечением стоит нечто большее. Все мы, засунутые в асфальтово-бетонные мешки городов, нуждаемся в чем-то естественном, настоящем, первобытно-природном. Наступает время, когда эта потребность становится нестерпимой. И тут на помощь приходит лошадь — самое красивое и мудрое животное на земле. Включая собственно человека.
Расписание призовых соревнований на Красноярском ипподроме в 2009 году:
- 4 июля — Большой Сибирский круг
- 18 июля — Соревнования сельских конников
- 8—9 августа — Кубок Сибири
- 15 августа — Чемпионат наездников «Молодежь Сибири»
- 29 августа — Призы в честь 60-летия Русской рысистой породы
- 19 сентября — Приз Осенний открытый
- 10 октября — Закрытие сезона
Александр Кошкин, фото Эдуарда Карпейкина.
Журнал «Советник. Грамотное управление».