Закрытые административные территориальные образования (ЗАТО) всегда были особой территорией — другое отношение властей, свои законы развития. Несмотря на то, что занавес секретности чуть приоткрылся и теперь даже американские партнеры могут лицезреть самые тайные объекты этих городов, для самого населения и властей ясности стало не намного больше. Будут ли «почтовые ящики» открыты, какой статус они приобретут, суждено ли им стать отечественными «силиконовыми долинами» или всего лишь спальными спутниками мегаполисов? Наш корреспондент попытался заглянуть в закрытое будущее вместе с полномочным представителем губернатора Красноярского края в ЗАТО Вадимом Медведевым.
Закрытая риторика
Вадим Викторович, как вы относитесь к идее возвращения ЗАТО федерального статуса?
Такие разговоры вполне понятны. Люди всегда хотят быть особенными, обладать
Однако давайте сначала вспомним, чем были российские ЗАТО, когда основывались, и чем стали сегодня. В XX веке была сверхзадача, требующая привлечения огромного количества интеллектуальных, людских и финансовых ресурсов. Непросто построить Горно-химический комбинат или НПО ПМ. Таким образом решалась задача создания ядерного щита Советского Союза, завоевания космического пространства нашим народом. Сейчас этого нет. Страна изменилась — прежние задачи в том виде, в котором они ставились, перестали быть актуальными. Ковать ядерный заслон или просто из принципа быть первыми в космосе уже не нужно. Но это вовсе не означает, что ЗАТО потеряли свое значение как действительно конкурентоспособные города, обладающие крепким интеллектуальным и промышленным потенциалом. Наоборот, значение ЗАТО в развитии экономического потенциала и края, и России сегодня возрастает.
Подчиненность административного образования, будь то ЗАТО или
Но для таких размышлений у населения и власти есть вполне конкретная основа — в случае подчинения Федерации в бюджете ЗАТО появляется больше денег. По крайней мере, раньше было именно так. Разве не в этом вся соль?
Это очень просто. Федерация — больше денег, край — меньше. Так рассуждает большинство. Но давайте
Но ведь так и есть, хотя некоторые говорят — дело даже не в подчиненности, а в неравном распределении налогов…
Мы об этом тоже очень много рассуждаем и говорим с главами территорий, представителями бизнеса, местной элитой, простыми людьми. Возьмем тот же налог на прибыль. На местах говорят — вот нам бы более справедливое распределение налогов. Но вспомните, когда строились ЗАТО, буквально вся страна направила свои усилия на них. И что справедливее — вернуть то, что вложили, или дать им возможность самим зарабатывать и платить налоги? Это один аспект. Возможно, такая логика не совсем верна.
Другой аспект — сам налог. Это достаточно скользкая вещь. В условиях экономического спада прибыли, очевидно, будет не так много. Возможно, ее даже вовсе не будет. Соответственно, и налогооблагаемая база уменьшается. И что, в бюджете сразу появляется дыра? Завтра эти же главы территорий придут и скажут, что этот налог не такой уж и хороший. Вот такая вот «закрытая риторика».
На мой взгляд, сегодня Федерация достаточно грамотно распределяет налоговую нагрузку. И именно с точки зрения интересов территорий. На местах остался налог на недвижимость, например. Ее нельзя спрятать или утаить. Налог на доходы физических лиц. Прибыль — это такая достаточно призрачная величина: сегодня есть, а завтра нет.
Кроме того, на уровне и правительства края, и губернатора было принято решение о закреплении объемов доходов бюджетов закрытых территорий без снижения. Сегодня в Железногорске, например, из трехмиллиардного бюджета всего 700 млн рублей — собственные доходы. В Зеленогорске — чуть выше. Кстати, по уже названной причине — у ЭХЗ оказалась выше прибыль.
Самостоятельность
ЗАТО Солнечный — вообще дотационная территория?
Этому поселку действительно оказывается достаточно серьезная поддержка из краевого бюджета.
То есть быть конкурентоспособными и
Солнечный — это ЗАТО Минобороны. Там ракетчики несут свою службу — защищают нашу Родину.
Вы сторонник сохранения закрытого статуса бывших «почтовых ящиков»?
Да, по крайней мере, в ближайшей перспективе. На то есть несколько причин. Одна из основных — экономическая. Дело в том, что в ЗАТО все было изначально устроено как в своеобразной мини-стране. Свое муниципальное хозяйство, экономические взаимоотношения, транспорт и т. д. При этом все работало и работает достаточно качественно. С одной стороны, государство ограничивает свободу ЗАТО. До сих пор, например, распоряжаться землей, как в обычном муниципальном образовании, нельзя — не продавать, а только сдавать в аренду. Кроме того, есть ограничения по открытию новых производств.
Но как же развитие малого бизнеса?
Да, в таких рамках с этим гораздо сложнее. Государство компенсирует дополнительные ограничения большей поддержкой из бюджета. Такая система работает до сих пор.
Не проще ли было бы открыть города и предоставить им полную свободу? И бизнес бы развивался…
Существует еще одна причина,
Сегодня, на мой взгляд, вопрос о статусе ЗАТО поднимать преждевременно. Я бы сказал, это даже вредно с точки зрения социального климата. Существуют более актуальные вопросы. Вот простой пример был в Подгорном. Недавно возник вопрос об упрощении пропускного режима на территорию поселка. Люди сразу же подняли целую волну — пенсионеры были готовы на свои деньги содержать КПП. Представляете!? Государство создало этот уклад жизни и обязано нести за это ответственность.
Но ведь
Сегодня это не совсем так. Я уже говорил, что есть чисто экономические причины, которые говорят о преждевременности этого решения. И еще вопрос к сторонникам открытости — для чего?
Ну хотя бы для того, чтобы развивать малый бизнес.
На самом деле, гораздо большие перспективы сегодня у градообразующих предприятий. Понимаете, до сих пор в сознании людей КПП является неким статусом стабильности. И если его убрать, то для многих это будет чуть ли не катастрофой. Сегодня руководство Росатома начало работу по развитию в отношении своих предприятий с малым бизнесом. Думаю, в ближайшей перспективе она придаст импульс развитию частной инициативы в ЗАТО.
Если говорить о градообразующих предприятиях. Сегодня же они не требуют столь огромного количества специалистов, как в былые годы?
Я бы не стал говорить об огромном количестве. Но то, что уровень занятых на предприятиях ЗАТО людей стабилен в последние годы, — это факт. Никто не планирует массовых сокращений. Собственно, их и не было.
Мы действительно не сможем обеспечить работу всем только за счет этих предприятий. Именно поэтому необходимо развивать бизнес и другие направления.
Каков уровень безработицы в ЗАТО?
В среднем ниже, чем по краю, — около двух процентов. Однако тут есть одна маленькая хитрушка. Из Железногорска в Красноярск для учебы или работы ежедневно приезжает около пяти тысяч человек. Из Зеленогорска так уже не поездишь.
Так и каков вектор развития?
Естественно, подходы отличаются. Мы можем занять железногорцев в Красноярске, а в перспективе даже красноярцев в Железногорске. С Зеленогорском такое не проделаешь — слишком далеко. Кроме того, поблизости нет
Переговоры уже велись, есть конкретные инвесторы? И какого рода производство планируется начать здесь?
Речь идет как о создании так называемого солнечного кластера, а именно по производству кремния и солнечных батарей, так и продолжается совместная работа администрации города и правительства края по другим проектам.
То есть материал делают в Железногорске, а сами батареи — в Зеленогорске?
Планировалось так. Думаю, это осуществится со временем. Ведь проект поддержан на самом высоком уровне. Хочу подчеркнуть, вне зависимости от реализации проекта у Зеленогорска большой потенциал для развития любого промышленного производства.
Не кластером единым
Известно, что вы были инициатором вхождения Железногорска в проект красноярской агломерации. Почему?
Для этого созданы все условия. Но для большей увязки с проектом необходимо развивать транспортную составляющую. Частично это уже делается. Например, построен мост через Енисей, будет строиться развязка около Сосновоборска, губернатор края дал поручение рассмотреть возможность организации перевозки людей и железнодорожным транспортом. Ведь агломерация — это, прежде всего, свобода передвижения. Живу в Железногорске — работаю в Красноярске. Или наоборот.
В данный момент позиция краевой власти по этому поводу достаточно неторопливая. В Железногорске самостоятельно должны прийти к идее того, что агломерация нужна городу. Край
А действительно, что? Ну, построим солнечный кластер или откроем новое производство. Зачем входить в эту самую агломерацию?
Возможно развитие по нескольким направлениям. Например, медицина. В Железногорске и Зеленогорске существуют прекрасные медсанчасти с хорошими коллективами. Сейчас эта отрасль развивается в рамках Федерального медико-биологического агентства. Все здорово, но у них свои задачи. Но если мы говорим о совместном развитии, то давайте посмотрим, насколько «закрытая» медицина может вписаться в общие планы краевого здравоохранения.
И каким образом впишется?
Вот смотрите, в краевом центре строится кардиоцентр. Построим. Что дальше? Заглянем чуть в будущее. А где пациенты будут проходить реабилитацию? Прекрасные возможности предоставляются в железногорской больнице. Тут и природа, и присмотр квалифицированного персонала. На базе этого медучреждения можно такой центр сделать. Что нам мешает? Главное — желание.
Мы говорим о реабилитации, значит, и городское хозяйство должно напрячься. Где больные будут гулять? В зеленой зоне. Значит, нужны скамейки, тропинки, освещение. И это нужно планировать заранее.
Но этот же вопрос не решен окончательно?
Нет. В
Хорошо, что еще?
Следующее направление — образование. Почему бы рядом с солнечным кластером не построить образовательный? Ведь в ЗАТО прекрасные условия для этого. К слову, минобразования края уже приняло целый ряд решений для реализации этого проекта.
Какие, например?
Активно действует Школа космонавтики в Железногорске. Это краевой интернат, где учатся толковые ребятишки со всего края. Кадетский корпус был открыт в прошлом году. И смотрите — все условия. Мальчишка уже в средней школе начинает конструировать робота. Тут и НПО ПМ, и СФУ. Пожалуйста, подключайтесь — таланты даже искать не надо. Вот они. Главное — наладить взаимодействие.
Ведь сейчас самые лучшие школы по подготовке таких специалистов — это Томск, уральские институты, Бауманка. Пусть пока учатся там, но возвращаются. Нужно просто создать условия для молодых ребят — чтобы они возвращались. Ведь будущее — это молодость.
Существует ли статистика по поводу миграционных процессов в ЗАТО?
Пока молодые, к сожалению, уезжают. ЗАТО стареют. В Железногорске например, порядка 30 % пенсионеров.
Но ведь молодых не заманишь в закрытый город?
- Вот для этого и нужно работать. Создать такие условия, чтобы молодые ехали сюда, работали здесь. И вернемся к тому, с чего начинали: все это не зависит от статусности города. Главное — желание.
Марат Винский, «Вечерний Красноярск»