Главная
>
Статьи
>
Наталья Кочорашвили: «Мы принципиально против рекламы Дома кино на заборах»

Наталья Кочорашвили: «Мы принципиально против рекламы Дома кино на заборах»

18.08.2009
5

Красноярский Дом кино уже два года функционирует в совершенно новом для города формате, показывая некоммерческие фильмы, проводя то неделю польского, то французского кино, то Большой фестиваль мультфильмов. Директор старейшего кинотеатра города, Наталья Кочорашвили, согласилась встретиться с корреспондентом «ВК», чтобы поговорить об успехах, специфике и новых проектах. Ну и о кино, конечно.

Наталья КочорашвилиНаталья Георгиевна, Дом кино сегодня формирует абсолютно новую кинокультуру в Красноярске. Как возникла идея проэкспериментировать с форматом учреждения?

Нужно начать с того, что Дом кино — старейшее историческое здание в центре города со своей яркой историей. Это сыграло не последнюю роль в планах реконструкции, ведь его могли закрыть так же, как и другие муниципальные кинотеатры города. Построенный в 1910 году, он был первым в городе и крае кинотеатром, на протяжении долгого времени развивался, менял названия. Нам предложили написать проект нового учреждения. Задача была в том, чтобы Дом кино сделать не просто площадкой для демонстрации кино, но и площадкой для реализации культурных проектов. Сегодня его можно назвать местом интеллектуального досуга для людей всех возрастов. Основное направление в работе — это показ некоммерческого интеллектуального кино, которое нельзя увидеть в других кинотеатрах. И, конечно, наше большое преимущество, новаторство — использование экрана во всех видах деятельности, в том числе и в проектной.

Деньги и конкуренция

Кто финансирует Дом кино?

До 1 января 2009 года это было муниципальное учреждение и, соответственно, финансировалось из городского бюджета. Сейчас мы имеем другой юридический статус, мы — автономное учреждение. Такая форма для нас выгодна, мы стали более свободными в определении путей нашей деятельности, разработке новых программ, в том числе образовательных.

За последнее время кинотеатров появилось как грибов после дождя. Вы ощущаете конкуренцию с крупными кинокомплексами? Вообще пытаетесь с ними конкурировать?

Я не могу назвать это конкуренцией, так как мы находимся в разных весовых категориях. Здесь играет роль такой аспект, как спрос и потребности горожан. Интерес к интеллектуальному, авторскому кино в Красноярске только начинает формироваться, поэтому мы стараемся расширять именно свою узконаправленную нишу, стараясь показывать то, что зритель больше нигде не увидит.

Неформатное кино

А в чем особенность неформатного кино? Почему сегодня ставка идет именно на него?

Особенность в том, что оно формирует новую культуру, способную заставить людей думать и мыслить шире. Нам бы хотелось, чтоб кино научило людей не только воспринимать визуальную информацию, но и общаться, делиться мыслями после сеанса. Неформальные фильмы вызывают абсолютно новые, свежие впечатления, чувства, помогают формировать неоднолинейное мнение по поводу окружающей действительности. Для нас важна эмоциональная составляющая фильма, то, настолько человек может научиться сопереживать, думать. Мы против того, чтобы кинопросмотр был механическим наблюдением «картинки» и поеданием попкорна.

Что такое артхаус? Почему современному зрителю сегодня он интересен?

Если обратиться к внутреннему содержанию фильмов, то можно понять, что артхаус — это свободное авторское некоммерческое кино. Артхаус снимают современные режиссеры, которые говорят на языке, понятном молодым, заставляют мыслить и сопереживать. В этих фильмах есть определенная философия, зритель не может остаться равнодушным. Снимая артхаус, режиссер имеет возможность приобщиться к международному опыту.

Уверены в своей аудитории?

Да, мы сейчас в хорошем положении. Наша программа поддерживается государством, и мы достаточно уникальны по своей специфике, люди нами интересуются. В Доме кино современная экранная культура и язык, понятный всякому зрителю, особенно молодому.

Как формируется киноафиша? Насколько строгие критерии отбора?

Стараемся показывать качественное кино с учетом разной категории зрителей. Для молодежи в основном фильмы современных режиссеров, актуальные, появившиеся совсем недавно. Мы внимательно смотрим на фестивальную историю фильмов, сколько наград и призов он взял, насколько они значимы, и только потом составляем договор с прокатной компанией.

В Доме кино есть также интересный проект «Легендарное кино», где мы демонстрируем любимые всеми мировые шедевры кинематографа. Пока, кроме нас, в городе никто ничего подобного не делает. Работаем и с социальными проектами, это «Час народного кино» — бесплатные показы для пенсионеров. За три месяца нас посетило около 300 тысяч пожилых людей. Чаще выбираем для них русское кино, делаем ставку на классику, то, что любимо и понятно.

Кинокафе

Еще год назад Дом кино планировал запустить бук-кафе. В плане коммерческих услуг для зрителей есть подвижки?

Да, в середине августа планируем запустить новое хорошее кинокафе с качественным меню, где человек в свободном режиме мог бы выпить кофе, посмотреть фильм или воспользоваться Интернетом. Этот проект был готов давно, но из-за финансовых трудностей и недостатка опыта в период кризиса мы решили не рисковать.

Недавно появился креативный сувенирный магазинчик, где свои интересные открытки, подарки, связанные с кино, продают красноярские дизайнеры и художники. Еще придумали новую интересную услугу для наших посетителей — «Афиша ко дню рождения», когда человек может почувствовать себя в образе героя артиста из полюбившегося фильма с помощью компьютерной графики.

Сейчас разрабатывается еще один серьезный и важный проект — продажа эксклюзивной литературы об искусстве, в частности — о кино. Как видите, мы постоянно расширяем нашу деятельность.

Бывает, после просмотра фильма хочется купить его на DVD, а возможности нет. Почему вы не продаете фильмы?

Мы часто сталкиваемся с подобным запросом у зрителя, особенно после недели, например, польского, итальянского кино, Большого фестиваля мультфильмов. Здесь, конечно, проблематичен аспект авторского права. К сожалению, история фестивальных фильмов такова, что нам предоставляют разовые прокатные права, фильм, соответственно, не предназначен для продажи. Но мы в этом плане работаем. В Москве есть организации, имеющие схожий с нашим репертуар. Теоретически они могут нам помогать с распространением. Это специальная большая работа, которую мы планируем провести за лето.

Творческие инициативы

Вы активно работаете с музыкантами, театрами, поддерживаете творческие инициативы, проекты извне. Чем интересны проекты молодежи?

Интересно то, что это авторские проекты. Из последних наиболее удачным нам кажется, например, «Литературный слэм», идея которого была взята с КРЯКК, где московский поэт Андрей Родионов продемонстрировал своеобразный литературный формат. Красноярское сообщество пишущей молодежи активно подхватило эту идею и стало реализовывать. Одним из организаторов слэма был Артур Матвеев. Позже ребята написали заявку в Фонд Прохорова для получения гранта, проект перешел на новый уровень. Важно то, что к нам приходят люди, которые сформировались как личности и могут делать действительно авторские оригинальные вещи. Последнее новое явление — «Радио Чё», которым руководит Сергей Мезенов (обозреватель Newslab.ru. — «ВК»). Нам всегда приятно делать с талантливыми людьми качественные вещи.

Дом кино не «кричит» о себе на телевидении, баннерах, не проводит заманчивых акций. Нет потребности в широкой рекламе? Или на нее не хватает средств?

Ограниченность в финансах, конечно, не может позволить нам размещение рекламных роликов на ТВ, например. Мы сотрудничаем с городским радио, недавно запустили собственный сайт, наш репертуар размещается на многих информационных интернет-порталах. А вообще что касается артхаусной линии кино, то здесь мы стараемся сохранить статус элитарности и собственной эксклюзивности и в этом смысле принципиально против рекламы Дома кино на заборах. Наш зритель сам должен нас найти.

Есть интересные творческие планы у Дома кино на следующий год?

В разработке большой проект — детская программа, предназначенная для учащихся школ и даже вузов. Здесь сталкиваемся с проблемой подбора качественного репертуара — мы не можем повторять опыт коммерческих кинотеатров и показывать те фильмы, которые идут в кассовом прокате. Проблематично сегодня найти актуальное кино для школьников, которое бы учило доброте, любви, взаимопониманию. Таких фильмов крайне мало, большинство их них не прокатные. Проблема возникает даже с мультипликацией, так как разрушаются возрастные границы мультфильмов, чаще они предназначены для взрослых, чем для детей. Внутри мультипликации появилось много философии. Но мы все равно намерены ввести образовательно-просветительский блок для детей.

Анна Мерзлякова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать