После заграничных летних отпусков в памяти соотечественники: красивые, загорелые, но абсолютно бессловесные на фоне невзрачных, но англоговорящих немцев, турок, болгар и прочих. Поэтому учить или нет ребенка иностранному языку — давно не вопрос. Разобраться бы, с какого возраста начинать, какую методику выбрать, чтобы ученье было в радость, а знания сохранились на долгие годы.
Это не миф: дети действительно легче усваивают язык в возрасте от 3 до 7 лет. Правда, и забывают все гораздо быстрее. Чтобы такого не происходило, есть несколько обязательных условий.
Сначала ответьте на вопрос: зачем ребенку язык? Для выезжающих на постоянное место жительства заграницу или для будущих студентов иностранных университетов нужна одна подготовка, для поступающих в языковой или престижный экономический вуз — другая. Какой вуз в три года?! Хоть бы лепетал немного и то хорошо. В таком случае уровень знаний ребенка, вероятно, будет: «тут помню, там не помню». Если нет цели, совершенно непонятно, по какой методике обучать малыша. Взять, к примеру, детский сад с изучением английского языка (в Красноярске это частные сады). По идее, у сада должна быть тесная связь со школой, где малыш продолжит обучение, иначе к языку в детсаду стоит относиться как к физкультуре, то есть как к развлечению. Ребенок забудет все, оказавшись в обычной школе, где язык преподают с 5-го или даже с 1-го класса, методики-то никак не связаны между собой.
Стандарты преподавания
Сегодня в школах есть четыре базовых модели преподавания иностранного языка. Первая — обязательный общеобразовательный минимум с 5-го по 9-й класс по два часа в неделю. Так работает большинство массовых школ. Обязательный минимум никого ни к чему не обязывает, и надеяться на поступление в престижный, а тем более, заграничный университет, с такими знаниями бесполезно, даже если у ребенка твердая «пятерка».
Вторая модель — обучение с 1-го по 9-й класс по два часа в неделю с делением класса на две группы по 10—15 человек. «По усмотрению школы» (такая формулировка есть в учебном плане) занятия языком могут быть продолжены в 10-м и 11-м классах, но за счет дополнительной нагрузки на детей.
Третья модель — углубленное изучение иностранных языков. Как правило, это английский и немецкий. Школы, где преподают по этой модели, называют по старинке «специальными». То есть основной (первый) язык в расписании с 1-го по 11-й классы, занятия по подгруппам не более десяти человек, с 5-го класса начинается второй язык. Четвертая модель — подготовка детей к сдаче экзаменов на международные сертификаты и к обучению по некоторым предметам на иностранном языке. О таких школах нам приходится только мечтать. Ближайшие в Москве, они включены в систему международного бакалавриата. Для интересующихся: это общегородские 45-я и 1610-я, школа «Премьер», Московская экономическая школа, частная школа «Марина», специализированные немецкая № 1513 и испанская № 1410. Поступить в такую школу может любой первоклашка, нужно лишь пройти языковое тестирование и уметь произнести несколько фраз.
Когда цель более-менее понятна и проведено тщательное исследование, где и как в нашем городе детей учат языкам, имеет смысл обратить внимание на следующее:
1. Возраст, или психологическая готовность к обучению.
Специалисты советуют знакомить ребенка с иностранным языком тогда, когда он уже довольно свободно говорит на родном: знает названия фруктов, овощей, основных цветов, умеет считать до десяти. То есть у него уже есть представления, на которые можно опереться при изучении иняза. Если же не все так гладко с русским, со вторым языком лучше повременить. Хотя существуют методики, когда детей обучают сразу двум языкам: выучили счет на русском, в этот же день те же цифры, но по-английски. Правда, для этого с группой работают два преподавателя, один из которых — носитель языка, не знающий ни слова по-русски. Он не учит, а лишь повторяет слова и ведет знакомые малышам занятия, например, рисование, но общается с детьми на своем родном языке. Этот метод часто называют «метод гувернантки». Он создает необходимую языковую среду.
2. Языковая среда
Еще одно условие успешного изучения. Психологи говорят, что знания, заложенные в раннем детстве, исчезают лишь в старости при распаде памяти. Так что мультфильмы, аудиокассеты и CD на изучаемом языке должны быть в свободном доступе. В нашем городе вряд ли можно найти няню-носителя языка, но это вариант идеальный, живой язык на уровне быта усваивается сам собой. В этом отношении повезло детям двуязычных семей, где мама и папа — носители разных языков. При этом родным для ребенка будет тот язык, который окружает его на улице, в детском саду и так далее. В семье Катерины папа говорит с дочкой по-английски, а живут они в Красноярске. Двухлетняя Алиса пока предпочитает выражать свои желания без помощи слов. Заговорит она, вероятно, на двух языках сразу, не разделяя языки на русский и английский. Либо на русском, но английский будет свободно понимать, потому что на нем родители говорят между собой.
Кстати, какому языку начинать учить, английскому или китайскому, не важно. Главное — соответствующая среда, и чтобы ребенок мог одновременно не только говорить, но и слышать живую речь на иностранном. Так же важно, чтобы он с детства привыкал к знакам и к изображениям иностранных букв.
3. Интенсивность занятий
Самые маленькие должны заниматься иностранным не меньше трех раз в неделю. Пятилетним обычно достаточно двух раз в неделю. Причем, если трехлетки занимаются не более 40 минут, ребятишки постарше — уже по 1,5 часа. Если язык идет хорошо, ребенку нравится и родители «за», можно увеличить число часов. Но будьте осторожны: никакой зубрежки! Прежде всего — малышу должно быть интересно. При изучении иностранного трехлетки быстро устают, поэтому хороший учитель меняет вид деятельности каждые 7—10 минут. На первом этапе задача — погрузить ребенка в язык через игры, стишки, песенки и разговорную речь. Книжки и прописи появляются гораздо позже, не стоит забегать вперед преподавателя. Кстати, прежде чем купить аудио-пособие «Английский с мамой», тоже лучше посоветоваться, ведь методики преподавания разные
4. Эффективность
Не ждите быстрого результата. «Норма молчания» три-четыре месяца, а дома ребенок может заговорить намного позже, тут ведь нет языковой среды. Но если он выучил первое стихотворение на английском — просите рассказывать, демонстрируйте родственникам талант вашего чада, пусть хвалят как можно больше! Кстати, сначала дети стесняются, и занятия могут посещать родители, но позже необходимость в этом отпадает. Некоторые преподаватели практикуют выдачу родителям аудиокассет с записью прошедших занятий, это удобно и эффективно для повторения пройденного материала.
В общем, учите детей и учитесь сами. А мнение о том, что иностранный помешает освоению родного языка или «перегрузит» ребенка, оставьте поклонникам советских форм обучения: если малышу интересно и он не устает — занимайтесь на здоровье. Не хочет или пока не может — не давите. Ведь это вы понимаете, что знания открывают мир, а ребенок вырастет и сам разберется, когда и какой язык изучать.
Юлия Коваленко, журнал «Город детства», Красноярск