Сегодня разберёмся с порядком употребления частиц -кася и -кась.
Образованные от усилительной частицы -ка и выполняющие её функции с ярко выраженным просторечным оттенком, -кась и -кася в академическом орфографическом словаре указываются как единственно верные формы, тогда как в классической литературе сплошь и рядом встречается их написание через о. Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то — золотые рыбы!.. (А. Куприн).
Дело в том, что наряду с частицей -ка широко употреблялась и народно-разговорная -ко. В словаре Ушакова, изданном в первой половине XX века, -кась/-кася и -кось/-кося приводятся как равноправные, в отличие от современных, где оставлена лишь первая пара. Салтан-то ему, значит, бочку мака, а он ему горсть перцу: «На-кась, говорит, выкуси!» (А. Куприн). Посмотри-кася, какую цидулу мне Петька Шестикрылов прислал, — сказал он, подавая Ниткину повестку (А. Чехов).
Итак, наши частицы пишутся через а и дефис с предшествующими им словами, что, однако, не относится к междометиям «экось» и «экося», а также устоявшемуся выражению «накося, выкуси», вербальному аналогу кукиша (часто произносимому вместе с его демонстрацией). Жить живите, а уж насчет корма — накося, выкуси! — сказал Зотов, впуская их (А. Чехов).