Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
По течению и против

По течению и против

08.07.2010
0

Красноярские речники выплывают из кризиса

Одним для этого потребовалось сбросить убыточный актив. Другие за неимением такого балласта вынуждены уповать на бюджетные ассигнования. При этом пассажиропоток не уменьшился, а объем грузоперевозок по Енисею даже растет.

В середине июня Западно-Сибирская транспортная прокуратура заявила, что многие реки Енисейской акватории непригодны для судоходства. На поверку выяснилось, что виною всему не фактическая непригодность рек, а нестыковки в законодательстве. В дело пришлось вмешаться даже краевому Совету безопасности. Предложения по ликвидации противоречий отправлены в Москву, а уж когда примет решение федеральное министерство, неизвестно. Между тем на практике грузо- и пассажирооборот на северных направлениях не уменьшается. А на некоторых даже растет. По данным тех же прокурорских работников, в 2009 году по «запрещенным» рекам было перевезено на Север 180 тысяч тонн грузов и 2,5 тысячи пассажиров. Свидетельство как минимум того, что Енисейский речной флот существует.

Выплыли

Основной перевозчик грузов по Енисею и притокам — ОАО «Енисейское речное пароходство». По информации пресс-службы, ежегодно компания обрабатывает около 3,5 миллиона тонн грузов. Сухогрузный и танкерный флот, которым располагает ЕРП, — это около 800 судов общей грузоподъемностью порядка 850 тысяч тонн.

Леонид ФедоровСегодняшнее устойчивое положение перевозчика — следствие не только того, что контрольный пакет акций в ней принадлежит «Норильскому никелю», который одновременно выступает и основным заказчиком перевозок. Четыре года назад, в конце апреля 2006 года, ЕРП благополучно избавилось от главного убыточного направления, тянувшего на дно всю компанию, — пассажирских перевозок. 30 единиц изношенных пассажирских судов передали новому предприятию ОАО «ПассажирРечТранс». О нем — ниже. А пока — такие цифры. За три года до разделения красноярского речного флота на грузовой, оставшийся под контролем «Норильского никеля», и пассажирский, перешедший под стопроцентный контроль государства, общий убыток от пассажирских перевозок составил 64,5 млн рублей. Субсидий же на покрытие убытков от нерентабельности перевозок из краевого бюджета за тот же период на счета предприятия поступило всего 9,8 млн рублей. Как утверждали экономисты пароходства, чтобы сделать пассажирские перевозки рентабельными, необходимо было повысить тарифы на них от 20 до 90 процентов в зависимости от направления.

— Это взаимовыгодная сделка, так как новая компания приобретает бесплатно 30 единиц флота, а ЕРП избавляется от нерентабельного бизнеса, — говорил тогда бывший заместитель генерального директора ЕРП Леонид Федоров (ныне — генеральный директор ОАО «ПассажирРечТранс»).

Избавление от балласта вывело компанию в число вполне успешных. А вскоре началась активная реализация инвестпроектов в Нижнем Приангарье. Несмотря на то что навигационный период на притоке Енисея Большой Хете до смешного короток — всего неделя, — в 2009 году только для Ванкора суда ЕРП (около 160 единиц) доставили порядка 200 тысяч тонн грузов. В этом году перевозчик намерен привезти нефтяникам еще 240 тысяч тонн труб, оборудования, техники, различных стройматериалов, металлоконструкций. Везут суда пароходства песок для ЗАО «Полюс» по Большому Питу, где в этом году была особенно сложная навигация из-за малой воды, везут уголь и нефтепродукты в населенные пункты на Подкаменной и Нижней Тунгуске, везут соду, соль, кокс, металл, лес для предприятий группы компаний «Норильский никель». Последние занимают 50% в общем объеме перевозок ЕРП.

Что нам стоит флот построить

В составе ЕРП — единственное на сегодня судостроительное предприятие Красноярская судоверфь. В начале июня здесь торжественно спустили на воду построенный по заказу правительства края паром. Событие знаковое потому, что, как утверждают в пресс-службе ЕРП, «за последние 30 лет это первый опыт инвестиций краевой власти в судостроение на собственной территории». Участвовавший в церемонии премьер краевого правительства Эдхам Акбулатов сказал:

— Это первое, но далеко не последнее судно, которое заказывает край. Сеть паромных переправ будет развиваться. Новый паром нам очень понравился, и на этом мы не собираемся останавливаться.

ЕРП тоже не собирается останавливаться на строительстве нового парома, который рассчитан на перевозку 50 пассажиров и 20 легковых машин и будет обслуживать переправу Предивинск — Левый берег. В соответствии с ведомственной целевой программой (ВЦП) «Развитие транспорта в Красноярском крае на период 2009-2011 годов» верфь готова в ближайшее время принять заказы на строительство еще двух паромов ледового класса — для Игарки и линии Енисейск — Еркалово. Как утверждает генеральный директор судоверфи Владимир Стыврин, предприятие имеет достаточно мощностей, чтобы обеспечить выполнение всех поступающих заказов. Красноярская судоверфь способна строить любые теплоходы и несамоходный флот — буксиры-толкачи и грузопассажирские суда, различные баржи грузоподъемностью менее чем 100 тонн и исполины-трехтысячники, самоходные и несамоходные паромы и плавучие причалы, понтонные мосты и прочее.

Пассажиропоток

Есть у Красноярской судоверфи заказ и на строительство прогулочного теплохода для внутригородских и пригородных сообщений. Это — один из проектов, который намерено реализовать в ближайшие годы ОАО «ПассажирРечТранс». По словам генерального директора предприятия Леонида Федорова, Красноярск — в числе немногих городов России, расположенных на большой реке и не имеющих собственного прогулочного маршрута. Непорядок. Решено пробел заполнить.

— Вначале была идея строительства теплохода-катамарана на 280 мест, посчитали — с экономикой там не очень, — рассказывает Федоров. — Решили остановиться на проекте небольшого теплохода на 50-70 мест, не скоростного — 20-25 километров в час. Столики, бар, стеклянный верх... Можно будет подняться до Базаихи, сделать разворот, спуститься до моста «777».

Обойдется такое судно краевой казне в 12-15 миллионов рублей. Для пассажиров вариант бюджетный: проект себя окупает при стоимости двухчасовой прогулки в пределах 150-200 рублей.

— Это чисто коммерческий проект, не требующий субсидий, — подчеркивает гендиректор предприятия.

Сегодня у «ПассажирРечТранса» в распоряжении около 50 различных судов. Сюда входят и дебаркадеры, и паромы. Весь флот передан перевозчику в аренду на пять лет. Главная пассажирская линия — Красноярск — Дудинка. На ней работают четыре водоизмещающих теплохода. За время навигации с июня по начало октября компания перевозит на этой линии около 15 тысяч пассажиров. Пассажиропоток, утверждает Федоров, не мельчает, остался примерно на уровне прежних лет.

Еще около 20 тысяч человек — пассажиры скоростных линий: Красноярск — Бор, Енисейск — Бор, Енисейск — Ярцево. Услугами пригородной линии Торговый центр — Усть-Мана пользуются в течение навигации 42-45 тысяч человек. В этом году будет, вероятно, меньше: большая вода создала проблемы. Тем не менее в выходные компания выставляет на пригородную линию дополнительные суда, кроме того, работает коммерческая линия Красноярск — Дивногорск. Помимо пассажирских перевозок компания обслуживает девять паромных переправ в крае.

По словам гендиректора «ПассажирРечТранса», скоростной флот обновлен, вместо отслуживших свое «Восхода», «Зари», «Ракеты» пришли новые суда производства Зеленодольского завода (Татарстан), развивающие скорость до 70 км в час и способные чалиться у необорудованного берега. Ну а паромы обновляются в рамках упомянутой выше ВЦП.

В отличие от не существующего пока прогулочного внутригородского маршрута (кстати, если проект осуществится, это будет единственный чисто туристический маршрут — других в крае нет), все остальные пассажирские перевозки по реке требуют субсидий. Рейсы убыточны. Это сильно противоречит тому, что заявлялось четыре года назад. Тогда директор госпредприятия «Центр транспортной логистики» (ГП ЦТЛ) — стопроцентного держателя акций «ПассажирРечТранса» — Сергей Поляков не сомневался:

— С приходом в эту отрасль государства дела пассажирских перевозок должны поправиться.

Новый собственник обещал поднять тарифы не более чем на 10-12 процентов и сохранить все пассажирские маршруты. При этих условиях «ПассажирРечТрансу» готовилась судьба прибыльной компании. Прогнозы четырехлетней давности не подтвердились.

— В этом году мы подняли тарифы на перевозку пассажиров на 15-20% к уровню прошлого года, — говорит Леонид Федоров.

Это не избавило предприятие от необходимости бюджетных дотаций. Потери возмещает либо краевой бюджет, либо муниципальные бюджеты — там, где действуют паромные переправы.

— Можно, конечно, увеличить тарифы вдвое и возить с прибылью, — говорит Федоров, — но это социальные перевозки, мы не можем на это пойти.

Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 26 (267)

Рекомендуем почитать