Зачем городские власти модернизируют систему диспетчерского управления
История с установкой автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления, которая благополучно завершилась год назад, получила продолжение. Городская администрация объявила аукцион на право заключения муниципального контракта на поставку с доставкой и монтажом двухсистемных ГЛОНАСС/GPS навигационных приемников. Представители МУ «Красноярскгортранс» говорят, что систему требуется модернизировать, коммерческие перевозчики уверены — власти исправляют грубейшие нарушения и ошибки, чтобы не сесть в тюрьму.
Аукцион, проводимый городской администрацией, заключается в поставке, монтаже и прочих организационных мероприятиях для навигационных приемников. Это не те коробочки, что стоят в автобусах, а только их часть — начинка. Всего необходимо подобных приемников, судя по документации, 150 штук. На эти цели выделено 1,8 млн руб. Цитата из официального документа: «Заказчик — муниципальное учреждение города Красноярска „Красноярскгортранс“. Адрес: 660062, г. Красноярск, пер. Телевизорный, д. 3,
Главное — симка
В Центральной диспетчерской службе МУ «Красноярскгортранс» все без перемен. На мониторах — змейки маршрутов, за компьютерами — диспетчеры. Год назад именно такую картину показали главе города Петру Пимашкову. Мэр тогда остался доволен: на тот момент на 1480 единицах общественного транспорта были установлены бортовые навигационно-связные терминалы. Всего за счет бюджета их было приобретено 1500 штук. Заместитель директора МУ «Красноярскгортранс» Игорь Ким рассказал тогда, что стоимость одного бортового навигационно-связного терминала составляла около 28 тыс. рублей. Всего на эти цели из городского бюджета было выделено 28,3 млн руб.
— Система спутниковой навигации — инструмент для решения задачи диспетчерского управления, — говорит Ким в беседе с «ВК». — Сейчас охвачены все маршруты, в том числе весь коммерческий транспорт работает под контролем.
— Сейчас в городе то, что относится к нам, — две тысячи приборов, — более детально рассказывает Игорь Пискунов, инженер Красноярскгортранса. — Приборами оснащены автобусы, троллейбусы и трамваи. Подобная система установлена и на машинах скорой помощи — около 115 автомобилей, — но мониторингом занимается краевое предприятие, аналогичное нашему.
По словам Кима, все установленные системы формата ГЛОНАСС/GPS. На транспортную единицу устанавливается блок навигации, в который встроен спутниковый приемник. Он-то и определяет координаты автобуса, троллейбуса.... Далее координаты передаются по каналам GPRS на сервер Красноярскгортранса, и, когда глядишь на монитор, становится понятно — где находится то или иное транспортное средство.
— Теперь мы знаем, сколько на линии работает подвижного состава, — рассказывает Ким о проблемах, которые удалось решить. — Если раньше вся информация собиралась по телефону — мы звонили перевозчикам, и они сообщали, сколько машин работает на линии, а проверить достоверность информации в большинстве случаев не представлялось возможным, — то теперь мы обладаем наглядной и достоверной информацией.
Если продолжать техническую тему, то в блок навигации (носит название «Гранит») для передачи координат на сервер Красноярскгортранса установлена обычная SIM-карта федерального сотового оператора.
— В каждом блоке, который поддерживает спутниковую навигацию, стоит SIM-карта «Билайна», — рассказывает Пискунов. — Через нее и передаются данные. Если по-простому объяснять — то эти координаты передаются так же, как SMS-сообщения: с помощью многозначного SMS-кода.
Аукцион
В дальнейшем разговоре Пискунов долго не мог понять, что за аукцион проводит городская администрация, но потом признал — навигационные приемники покупаются для модернизации имеющихся приборов «Гранит». Хотя инженер компании, которая проводит мониторинг движения транспорта, должен был, наверное, первым понимать, что нужно или не нужно модернизировать.
Заместитель директора МУ «Красноярскгортранс» Игор Ким в беседе с «ВК» вообще ничего не сказал относительно аукциона, ясно дав понять, что совсем не понимает, о чем речь. А теперь вернемся к началу и вспомним, кто заказчик 150 двухсистемных ГЛОНАСС/GPS навигационных приемников. По меньшей мере странно.
Альтернативная позиция
Вспомним прошлогоднее посещение Петром Пимашковым Центральной диспетчерской службы.
— Уважаемые товарищи, господа перевозчики, — говорил тогда Пимашков, — в ближайшее время будут приняты меры, и федеральный закон внесет изменения, а те, кто сегодня противятся наведению порядка, — они сами себе в дальнейшем создают неудобства, потому что мы очень внимательно смотрим. Перевозчики обязаны думать и выполнять требования. Так что мы даем время — еще есть время исправиться и, может быть, даже покаяться — ну недопонимал, ну что ж теперь, простим, становитесь в общий строй.
Говорил тогда мэр о частном перевозчике Людмиле Кузьменковой, владелице маршрута № 30, которая отказалась устанавливать систему на свои автобусы. Сейчас, когда прошел год, Кузьменкова говорит открыто и не стесняясь о том, почему все-таки не встала в общий строй, хоть и установила приемники.
— У нас нет системы ГЛОНАСС, — отвечает перевозчик на самый главный вопрос. — Я проводила экспертизу, заключение у меня есть. Петр Иванович об этом знает. Это не система ГЛОНАСС, а обыкновенный навигатор с наваренной SIM-картой. Так показала экспертиза. Данные приборы постоянно выходят из строя. Я на эту тему с Петром Ивановичем говорила, на что он мне сказал: «Людмила Николаевна, не нужно ничего (говорить. — „ВК“), я знаю об этом».
Сейчас, по словам Кузьменковой, многих перевозчиков «дергают» в рамках мониторинга, главная претензия — невыполнение расписания. Однако, если верить владелице
Кроме того, по словам Кузьменковой, «на приборы „Гранит“ нет согласований с Роспотребнадзором, санэпидстанцией, нет сертификации. Многие водители жалуются на головные боли при работе на маршруте, неясно, какое излучение дают приборы, в каком диапазоне работают». Когда Кузьменкова все рассказала мэру, в обмен на молчание ей разрешили не ставить на автобусы приборы «Гранит». Чуть позже перевозчика вызвали в суд.
— Я с Обуховым (глава МУ «Красноярскгортранс». — «ВК») договор не заключала, — вспоминает Кузьменкова. — В отсутствие Пимашкова, Обухова и Якубовича (начальник департамента транспорта администрации Красноярска) Семенов (заместитель Якубовича) заставил Красноярскгортранс подать на меня в арбитражный суд — понудить меня к заключению договора. Тогда я позвонила Петру Ивановичу. В итоге со мной заключили такой договор, который мне нужно, — я написала, что контроль они могут осуществлять только через систему ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, но ни того, ни другого у них нет.
На вопрос об аукционе — зачем городу 150 новых приемников, притом что приборов 2000, — у перевозчика также есть свое альтернативное мнение.
— Они (городские власти) просто отмыли хорошие деньги, — рассказывает Кузьменкова. — У меня в ОБЭПе есть знакомые, они говорят, что начинается проверка. Вот они (городские власти) и крутятся.
Возвращаясь к вопросу — почему именно «Билайн», стоит сделать ремарку — установленные в автобусах Кузьменковой навигаторы абсолютно беспомощны в районе Базаихи. Там попросту нет связи. Однако в самой компании «Вымпелком» говорят о полном покрытии.
— Территория действия услуг по передаче данных «Билайна» в рамках мониторинга транспорта сейчас охватывает все пассажирские транспортные магистрали города, — заявили в пресс-службе компании.
Один из экспертов из научных кругов также подверг сомнению городскую систему ГЛОНАСС.
— В разных автобусах все разное, — рассказал анонимный собеседник «ВК». — Конечно, о системе ГЛОНАСС в городе говорить нельзя.
Анонимный собеседник пообещал рассказать обо всем открыто при условии, если об этом откровенно расскажет министр информатизации и связи Красноярского края Алексей Туров. «ВК» обязательно отправит запрос в министерство.
— Пусть сначала власть расколется, — подвел он итог общению.
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск» № 26 (267)