Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Благие намерения в ад

Благие намерения в ад

02.08.2010
9

Уже писалось про нюанс обыденного мышления: оно считает естественным добро, а неестественным — зло. Сам собой бывает порядок, а если хаос, то это враги придумали. И когда такое мышление сталкивается со злом и хаосом, благие намерения там понятны. И куда они приведут, в общем, тоже.

Зачистить поляну, и...

Секту Виссариона спасли разумные людиСчитается, что если где-то обнаружено зло, то его надо, как в старой песенке, взять да отменить. Социальный мир при такой стратегии быстро приобретает черты социального ада, но нашего чудо-оптимиста это не остановит.

Давайте на примерах, чтобы понятнее. Вот наш чудо-оптимист узнает, что есть такое зло, как «дедовщина» и «организованная преступность». Если ему жалко, что старослужащие обижают новобранцев, то надо отменить, как ему кажется, причину — старослужащих. «А давайте сделаем так, что дембелей и дедов не будет». Пусть все служат не два года, а один, и пусть все в казарме будут из одного призыва. Предполагается, что будет равенство и братство. Ну вот, мечта идеалиста сбылась. Все служат год, старые координаты поплыли. Кто «дух», «черпак», «слон», «дед», явно менее понятно. Только статистика избиений и унижений в казармах лучше не стала. Примерно то же число побитых и покалеченных. Рискнем предположить, что ситуация даже хуже: в старой схеме люлей выдавали более опытные солдаты менее опытным, и каждый мог в конце покомандовать. То есть какая-то справедливость и какое-то равенство в системе были. «Молодым везде у нас по морде, старикам везде у нас почет». Если бить не будет старослужащий, бить все равно будет — самый сильный и самый наглый. Насилия столько же. Беспредела больше.

Каков был бы подход к вопросу мировоззрения более здорового, трезвого, более, простите, пессимистического? Признается общая неизбежность зла: собранные в тесном месте, молодые, сильные и не шибко образованные мужчины обречены ходить под репрессией. Вопрос под чьей. «Дедовщина» есть скорее средство добра в ситуации обреченности на зло: хоть какой-то порядок, иерархия, гарантия того, что приказ командира будет выполнен. Плохо, что не формально и с перегибами. Если хотим то же самое, но формально — надо возвращать в армию роль сержанта, как она была полвека назад.

Вот «организованная преступность». И что опять предложит наш идеалист? Он предложит, вполне возможно, «истребить преступных авторитетов». Как ядро системы. Ну, истребим. Технически для полиции любой страны это несложно. Так преступности меньше не станет, она станет менее организованной: более злой, глупой, беспредельной. «Воры в законе» есть инструмент не хаоса, а порядка. Значение любого элемента в системе можно посмотреть на простом эксперименте (лучше мысленном, вживую может оказаться слишком дорого): отнимите его и посмотрите, что будет. Для мирного обывателя расклад «шпана плюс доны мафии» лучше, чем «шпана без авторитетов». Точно так же для мирного обывателя лучше оказаться в тюремной камере с «ворами», чем «случайными людьми, осужденными за бытовуху». Случайные замучают.

Компенсаторы

С чем еще методом запрещения, загнобления и расстреляния хочет бороться добрый человек? С коррупцией? «Надо наказывать, как при Сталине» или как вариант «надо расстреливать, как в Китае». Спору нет, система коррупционна. Так давайте потренируемся сперва умственно, какие метаморфозы будут при ужесточении такой системы. Честный человек кричит: «Расстреливать, как при Сталине!» Хорошо, и что ему будет? То и будет. Вчерашние коррупционеры его вчера обворовывали, а сегодня будут расстреливать. По приговору. С чего он взял, бедолага, что будет по ту сторону суда, а не по эту? Матерый коррупционер как раз откупится, договорится, сбежит. Останется на мучения как раз честный дурак, мечтающий о своем персональном 1937 годе. Отсюда, кстати, версия, что именно за порядок был у нас тогда...

Вообще, кого чаще всего призывают убивать по приговору суда честные обыватели? Даже не так спросим: кого призывают убивать народные трибуны, рассчитывающие на поддержку честного обывателя? Педофилов, наркобаронов, террористов? Примерно эти категории мелькают в СМИ как объект очередной народной инициативы. Жупелы отличные. И даже хочется согласиться, что отдельный маньяк-убивец или террорист вполне заслуживает того самого, в висок. Но давайте немного тормознемся в праведном гневе. Насколько это формализованные понятия — «маньяк-педофил», «террорист и пособник террористов», «наркоделец»? И сразу видно, что под жуткие наказания будет подводиться масса совсем не жуткого люда. Горе-растаман, посеявший в огороде чудо-траву для друзей. 16-летний парень, по согласию спавший с 15-летней подружкой. А пособником террористов стать еще проще, имеющий фантазию да представит.

Спецслужбы, мафии, тоталитарные секты — это может казаться злом. Наверное, в раю бы этого не было. Но давайте вынем это из социального тела и посмотрим — что, станет лучше? Тезис сводим к простейшему: человек по природе зол. Как свободное существо, он может выбрать добро. А пока не выбрал, всегда будет — назовем его так — зло компенсаторного типа. Вроде бы и зло, но без него еще злее. Мафия, произвол спецслужб, авторитарные режимы, тоталитарные секты. Оно уравновешивает какое-то изначальное зло в человеке, которое он в себе еще не изжил.

Как-то при губернаторе Лебеде в Красноярском крае встал вопрос: а давайте закроем секту Виссариона. Жестко встал. Ребром. Плохо же. Секта же. Почти приняли решение. Почти отдали приказ ОМОНу. Слава богу, нашлись разумные люди и просто спросили — а дальше что? Ну вырвете вы из секты несколько тысяч человек — а куда их денете, и, главное, зачем? Они станут счастливее? Вы будете их кормить, трудоустраивать, лечить их душевные раны? Так они нашли место, где они трудоустроены, и с душевными ранами как-то разобрались. Если вы собрались резать по живому — сначала померьте. Пусть и не семь раз, как учит русская поговорка, но хотя бы один.

Александр Силаев, «Вечерний Красноярск» № 29 (270)

Рекомендуем почитать