Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Запломбирили

Запломбирили

20.08.2010
0

Сибирские производители мороженого кормят всю Россию

Холодное лакомство — традиционно востребованный в Сибири продукт. Рынок мороженого в нашем регионе всегда был развит сильнее, чем в центральных областях России и даже в Москве. По мнению менеджеров компании «Инмарко» (Омск), сейчас столичный рынок находится на том этапе, который был пройден в Сибири 10 лет назад. Красноярские пломбир и эскимо активно распространяются по всей стране, а местные потребители предпочитают его даже зарубежным брендам.

Импульсивный продукт

В России работает порядка 100 фирм и заводов, специализирующихся на производстве мороженого. Пикового развития этот рынок, по данным BusinesStat, достиг в 2007 году: с середины 2000-х годов объем розничных продаж мороженого в России очень быстро рос и накануне кризиса прибавил 18,5 %. Однако, как уверяют аналитики, сегодня натуральный объем продаж продолжает падать, рост рынка происходит только за счет повышения розничных цен на мороженое.

Что касается Красноярского края, то основные игроки в нашем регионе также отмечают увеличение цен и падение спроса. Однако это не мешает отрасли развиваться и осваивать новые рынки сбыта.

Жители края съедают только 40 % мороженого, произведенного компанией Евгения Слепова— Если говорить о емкости рынка, то такой продукт, как мороженое, может расти и прирастать с каждым годом на 10-15 %. А если учитывать благоприятные погодно-климатические условия, то и более того, — говорит коммерческий директор красноярского хладокомбината «Хладко» Евгений Слепов. — Сейчас наполненность рынка продиктована не его емкостью, а тем количеством продукта, которое выводится производителем. К тому же падение в отрасли, а в нашем регионе оно составило порядка 20-30 % (в сравнении с 2007 г.), не означает падения спроса на конкретно взятой территории. В кризисные годы, когда у производителей были некоторые трудности, на территорию края начали активно заходить бренды других регионов, поэтому уже не удивляет тот факт, что в Красноярском крае распространяется продукция из Пензы и Нижнего Новгорода.

Несколько другие цифры называет Екатерина Задонская, пресс-секретарь Unilever (в структуру этой фирмы входит «Инмарко») в России, Украине и Беларуси. Однако и она отмечает, что докризисных объемов продаж пока достигнуть не удалось.

— Рынок очень сложно предугадать, так как уровень продаж напрямую зависит от погодного фактора, — говорит Екатерина. — Мороженое не является продуктом ежедневного потребления, спрос импульсный. Но кризис влияет даже на импульсы. Так, в 2009 г. в потреблении был спад порядка 10-15 %. Но тенденция характерна для многих товаров, потребители стали более рационально управлять своими финансами и направляли их в основном на продукты основного спроса.

Сбыт не спит

Доля потребителей мороженого (людей, которые покупают его не реже чем раз в полгода) в России находится в пределах 53-56 % от всего населения страны — это 79-81 млн человек. Один потребитель съедает в год в среднем 4-4,5 кг лакомства. По данным розничного аудита, проведенного исследовательским агентством «Бизнес Аналитика», объемы проданного в Красноярском крае мороженого в этом сезоне превысят 5000 тонн — именно столько холодного продукта, по прогнозам, съедят наши земляки.

Основная доля этих объемов поставляется тремя производителями. «Инмарко», «Хладко» и «Славица» — главные игроки на местном рынке. Крупнейший из них — федеральная сеть «Инмарко», компания, основанная в 1993 году в Сибири, но долгие годы удерживающая лидирующие позиции в большинстве регионов страны. Доля компании на российском рынке мороженого — свыше 20 %, также продукция экспортируется в страны ближнего зарубежья — Беларусь, Казахстан и Монголию. «Инмарко» производит и продает более 100 наименований мороженого под 18 собственными торговыми марками, а с 2005 года компания начала продажи замороженных овощей и ягод под маркой «Есть идея».

Активно и динамично развивается и красноярский хладокомбинат, для которого много лет производство мороженого было «побочным» и стояло на втором месте после низкотемпературного хранения продуктов. За последние годы ситуация в корне поменялась, в прошлом году фирма произвела около 2000 тонн продукта, и в этом году показатели прогнозируются более высокие. Сейчас оба направления для компании равнозначны и низкотемпературное хранение (в целом по результатам за год) приносит доход, сопоставимый с прибылью от замороженных сладостей.

— Конкуренция на рынке очень сильна, и все компании ведут себя достойно, — говорит Екатерина Задонская. — Именно поэтому, наверное, будет сложно войти новому игроку, но, как говорится, на рынке выбирает потребитель. При этом не чувствуется активной экспансии со стороны иностранных производителей в регион. Например, компания Nestle находится на седьмом месте по доле рынка в стоимостном выражении, Mars — на шестом. Судя по всему, жители края выбирают нас и местных производителей.

С другой стороны, красноярские фирмы активно выходят на другие регионы.

— Красноярский край съедает только 40 % произведенного нами мороженого, — говорит Евгений Слепов. — Основной поток идет в другие регионы, а это и наши восточные соседи: Иркутская область, Якутия, Бурятия, Хабаровский край, — и Западная Сибирь. Есть точка распространения даже в столице, через официального представителя. Некоторые сорта сибирского пломбира просто покорили москвичей.

Сбыт компаниями осуществляется в основном тремя способами: через брендовые сети торговых точек, оптовиков и фирмы, специализирующиеся на распространении замороженных продуктов питания. Собственные разветвленные сети киосков есть у «Инмарко» и «Славицы», раньше были павильоны и у хладокомбината, правда, на сегодняшний день данная форма реализации мороженого для «Хладко» пока недоступна. Последние делают основной упор на опт, только начиная внедрять розничные механизмы.

— Недостатка мороженого в крае сейчас нет, но и перепроизводства я не наблюдаю, — говорит Слепов. — Все мороженщики знают сезонность рынка и учитывают это, составляя график работы. В марте — апреле мороженое производится в больших объемах и закладывается на склад. Мы делаем это, понимая, что к лету уровень продаж резко возрастет. А в августе создавать запас нет смысла, все производители работают, отталкиваясь от статистики отдела продаж на данный момент времени. К тому же сейчас, учитывая скачки цен на сырье и время года, работать «на запас» нецелесообразно.

Цены в гору

Сегодня основные ингредиенты, которые используются для производства мороженого, такие как масло и молоко, дорожают с каждым днем. За последний месяц рост цен на основные компоненты составил больше 30 %, но, судя по тенденции, это не последние цифры. Засуха в центральных районах России дает о себе знать, однако многие считают, что имеет место и некий коммерческий сговор поставщиков. Из-за перебоев с поставками сырья и нестабильности цен многие российские заводы по производству молочных продуктов приостанавливают работу и закрывают производство, хотя сезон еще не закончен.

— Традиционно 60-70 % основных компонентов производства мы закупали у поставщиков Красноярского края, — говорит Слепов. — Остальное — в соседних регионах и даже в странах ближнего зарубежья. Сейчас же, ссылаясь на засуху, местные трейдеры готовы продавать молоко куда угодно, лишь бы дороже. Перестановки в картине поставок происходят ежедневно. Нам остается радоваться любой сделке, ни о какой лояльности со стороны местных производителей речи не идет. Даже по завышенной цене не всегда мороженщикам удается купить сырье в нужном объеме.

Все это серьезным образом отразилось на ценах товара. Несмотря на то что обычно к сентябрю — октябрю мороженое дешевеет, в этом году до конца месяца стоимость вырастет (от 5 до 10 %).

Но, тем не менее, все специалисты признают, что оба местных производителя мороженого («Хладко» и «Славица») сейчас крепко стоят на ногах. Когда-то в Красноярском крае существовало большое количество малых предприятий этого профиля, но теперь большинство из них не действуют. Доля таких производителей, как ОАО «Назаровское молоко», Ачинский молочный завод, незначительна.

Справка «ВК»

По статистике компании Unilever, самым популярным вкусом в Красноярске (по продажам в килограммах за май 2010 года) было мороженое «Инмарко» под торговыми марками «Золотой стандарт» и «Русский размах». Большим спросом пользуется торговая марка «Магнат». Хорошие показатели продаж у продукции, ориентированной на детей дошкольного и младшего школьного возраста (например, «Лунтик» и «Шрек» фирмы «Инмарко»).

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 32 (273)

Рекомендуем почитать