«Почту России» ждет реорганизация
Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) должно найти другую форму существования. Скорее всего, это будет ОАО со стопроцентным государственным участием. Это позволит, с одной стороны, сохранить госконтроль за деятельностью стратегически важной сети, с другой — при необходимости продать часть акций возможным инвесторам. В регионах к грядущим переменам относятся философски.
— Мы уже много лет постоянно живем в состоянии реорганизации — пора привыкнуть, — говорит начальник Красноярского почтамта Елена Малышева. — Существует реальная необходимость изменений, в том числе организационных. Много лет, а может, и десятилетий почтовая связь оставалась неизменной. Жизнь шла вперед, появлялись новые формы работы с клиентами, новые структуры, специализирующиеся на почтовых услугах.
Необходимо было искать, изучать, внедрять новые технологии, по-иному подходить к обучению и подготовке персонала, уверена Елена Малышева. Нужно было полностью менять политику предприятия.
— И вот сейчас мы вновь находимся на очередном этапе преобразований. Что принесут новые перемены, неизвестно. Надеюсь, они к лучшему — больше денег будут выделять на развитие инфраструктуры, на обновление автопарка, ремонт отделений почтовой связи, — продолжает начальник почтамта. — Сегодня больше половины отделений находятся в плачевном состоянии и требуют капитального ремонта.
Новейшая история
Современная структура и сеть отделений «Почты России» сохранялись в неизменном виде до середины
Еще одно следствие таких изменений — рост справедливых нареканий в адрес почтовых служащих по поводу снижения периодичности доставки почты, увеличения сроков прохождения корреспонденции. Отсюда — массовый отток клиентуры из «Почты России». С другой стороны, низкие тарифы остались привлекательным фактором, и государственные, и коммерческие организации стали активно эксплуатировать это преимущество для массовых почтовых рассылок. К 2008 году доля таких писем в общем обороте «Почты России» занимала около 80 процентов, притом что их обработка и доставка убыточны.
В конце
Интернет сменяет бумагу
По словам начальника Красноярского почтамта, преобразование бывшего Главного управления во ФГУП все-таки не прошло бесследно.
— Появились целевые программы, направленные на сокращение сроков доставки корреспонденции, ускорение пересылки почтовых переводов, — рассказывает Елена Малышева. — Стали больше обращать внимания на совершенствование программных продуктов, с которыми мы работаем. Появились новые технологии, позволяющие оказывать услуги на расстоянии, улучшающие сервис.
Одно из главных новшеств последних лет — выплата пенсий и пособий в электронной форме. Раньше партнеры почтовиков — органы социальной защиты, Пенсионный фонд — вынуждены были плодить груды бумажных ведомостей, теперь и они, и сотрудники отделений связи от этой необходимости избавлены. Но, замечает с сожалением начальник почтамта, не во всех отделениях связи края есть технические возможности для внедрения такой системы. Есть отделения, где связь отсутствует как таковая. Самые обделенные — северные районы.
Из разряда новшеств — относительно недавно появившиеся электронные денежные переводы, онлайн-оплата услуг сотовой связи. Они сократили время операций, уменьшили объем работы — это позволило снизить тарифы. При этом в терминалах «Почты России», где принимаются платежи за мобильные телефоны, комиссионные ниже, чем у других операторов. Принимаются в почтовых отделениях в режиме онлайн коммунальные платежи, подписка на периодику теперь осуществляется по электронным каталогам — правда, пока такая услуга доступна лишь юридическим лицам.
— Еще одно нововведение — возможность для клиента через Интернет проследить путь прохождения своего регистрируемого почтового отправления, — говорит Елена Малышева. — Простые отправления, к сожалению, отследить невозможно.
Будущее туманно
Еще одна услуга, которая сравнительно недавно появилась в продуктовой линейке «Почты России», — экспресс-доставка корреспонденции. Для этого создана дочерняя структура — «EMS Почта России». Правда, сами работники почты признают: до лидеров этого сегмента им пока далековато. Несмотря на довольно высокие тарифы, крупные игроки берут клиента дополнительным сервисом, тем, что курьер может приехать когда угодно и куда угодно. У почтовых отделений нет такой возможности.
Всего на рынке курьерской доставки в Красноярске около трех десятков компаний, из них местных — меньше десяти. В числе крупных — московские «Даймэкс», «Гарантпост», СПСР, новосибирская «Экспресс-курьер», международные DHL, TNT Express, Flip Post, PONY EXPRESS (одна из старейших в мире, ей 140 лет, о компании писал еще Марк Твен), другие титулованные игроки. В числе местных — «Телекомсервис», «Пресс-атташе», «Краслайн», «На совесть»... Основную погоду делают, конечно, сетевые игроки, главным образом международные. По разным оценкам, в совокупности они занимают от 80 до 90 процентов местного рынка. В компании DHL затруднились оценить долю своего присутствия в Красноярске, но, по словам регионального директора DHL Express на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока Сергея Голосова, в России эта доля не меньше 40 процентов. Больше половины перевозок приходится при этом на Москву и Питер.
— В настоящее время для рынка логистики и экспресс-перевозок в целом характерна высокая конкуренция, — рассказал Сергей Голосов. — Каждый из участников разрабатывает свою стратегию увеличения доли рынка, и она может включать целый спектр позиций — развитие инфраструктуры, пересмотр ценовой политики, расширение продуктовой линейки и так далее.
Ответ регионального директора международной компании на вопрос — числит ли он в числе конкурентов «Почту России»? — можно назвать деликатным.
— Поскольку DHL Express не является почтовой организацией и не оказывает почтовые услуги, то мы расцениваем «Почту России» не как конкурента, а как партнера. В структуру группы компаний Deutsche Post DHL входит подразделение почты Германии, которое для доставки почтовых отправлений из заграницы сотрудничает с «Почтой России».
Если отбросить политес, понятно, что российское почтовое ведомство просто не в состоянии конкурировать с такими мощными игроками. По крайней мере, сегодня. Слишком многое для этого нужно менять.
Снова о серьезных планах модернизации «Почты России» заговорили после назначения в феврале 2009 года руководителем ФГУП бывшего гендиректора «Связьинвеста» Александра Киселева. Самые свежие планы — преобразование ФГУП в ОАО со стопроцентным участием государства и создание к 2011 году Почтового банка, в который и должно войти старое-новое ОАО. Концепция разработана Бостонской консалтинговой группой (BCG) на основе опыта Нидерландов, Великобритании и Швейцарии. Однако, по официальной информации руководства Минкомсвязи на июль 2010 года, планы по организации Почтового банка отложены на неопределенный срок, а сама идея может быть отклонена.
Справка «ВК»
Сегодня у «Почты России» 85 филиалов в стране, 42 тысячи почтовых отделений. Общая численность персонала — 415 тысяч человек. Ежегодно отделения компании принимают, обрабатывают и доставляют около полутора миллиардов писем, порядка 40 миллионов посылок и более 188 миллионов денежных переводов на общую сумму почти 325 млрд рублей.
Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск» № 34 (275)