Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Искусство литературного диалога

Искусство литературного диалога

30.09.2010
3

Писателей много, литература — одна

Писатель пописывает — читатель почитывает. Именно в этом, кажется, состоит основная функция человека, профессионально владеющего словом: создавать тексты, которые кто-то станет «почитывать». Однако и индивидуальное творчество нуждается в обратной связи. Писателю хочется услышать о себе от писателя. Желание творческого обмена гонит в творческий союз.

Два союза

Искусство литературного диалогаСоюзов писателей в России много. В одной только Москве их, по разным подсчетам, чуть ли не десяток. А будет еще больше. Закон об общественных организациях, по которому с некоторых пор живут творческие союзы, позволяет кому угодно создать и зарегистрировать какой угодно союз. На любом уровне. И этот новоиспеченный союз кого угодно будет обладать равными правами с настоящими профессиональными объединениями. В масштабах Федерации принято, однако, считать, что существуют два больших писательских объединения: Союз писателей России (СПР) и Союз российских писателей (СРП). Первый образовался в 1991 году, когда вместе с «Союзом нерушимым» прекратил свое существование Союз писателей СССР. СПР считает себя правопреемником Союза писателей РСФСР. Хотя, по словам члена правления Красноярского краевого отделения СПР Григория Найды, преемственность шире и глубже.

— Мы — правопреемники Союза писателей СССР, — уверен он.

На федеральном уровне СПР возглавляет Валерий Ганичев (первым председателем правления был Юрий Бондарев), председатель краевого отделения — Алексей Мещеряков. По данным, размещенным в «Википедии», всероссийская численность СПР более 6 тысяч, в красноярское отделение входят 28 действующих писателей. СПР позиционирует себя как организация патриотическая, упирает на традиции русской словесности и культуры.

— Главная наша задача — сберечь настоящую русскую культуру, сохранить настоящий русский язык, — утверждает Григорий Найда.

Союз российских писателей возник в то же время, что и СПР, но как демократическая, либеральная организация.

— Не знаю, что уж в них такого либерального, — пожимает плечами Найда.

Имена тех, кто стоял у истоков, входил и сегодня входит в СРП, кажется, сами отвечают на этот вопрос: Дмитрий Лихачев, Юрий Карякин, Виктор Астафьев, Роман Солнцев, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Олег Чухонцев... Как сказано на официальном сайте организации, в СРП около 3 с половиной тысяч писателей. Управляют союзом пять сопредседателей.

В Красноярске СРП представляет общественная организация «Писатели Сибири», созданная в 2002 году Романом Солнцевым. Сегодня в ее составе 49 человек с членскими билетами «Писателей Сибири», из них 39 — с билетами СРП.

— Процедура согласования с Москвой кандидатур писателей, принятых в местной организации, достаточно длительная, — поясняет председатель правления Михаил Стрельцов. — Поэтому до той поры, пока Москва не утвердит новичка, мы выдаем ему «местный» членский билет.

Что мешает объединиться?

В основе разделения на два союза лежала идеология. Она же, похоже, мешает объединиться сегодня — хотя бы на местном уровне. При этом сами творческие лидеры идеологический фактор отвергают.

— Нет у меня никаких личных претензий ни к кому, — говорит Григорий Найда.

И тут же вспоминает некоего молодого члена «того» союза, которому хотел «настучать по организму» за публичное чтение плохих матерных стихов.

— Есть такое выражение — мериться кое-чем... Оценка чужих способностей — дело субъективное. Если судить по гамбургскому счету, так в Красноярске вообще нет поэтов, кроме Анатолия Третьякова и Марины Саввиных, — сказал один из местных членов СРП, по понятной причине попросив не называть его имени. — Принадлежат они к разным союзам, Третьяков — СПР, Саввиных — СРП. Но делить-то им нечего!

Делить писателям и правда нечего. Собственности никакой, такое слово, как «бюджет», в лексиконе союзных функционеров отсутствует.

— Наш бюджет — это мой карман, — говорит Михаил Стрельцов.

Есть взносы, но их размеры настолько символические (в СПР, к примеру, 100 рублей в год), что хватает на оплату работы приглашенного раз в квартал бухгалтера для сдачи отчетов. Выручают грантовые программы. К примеру, на деньги, выделенные по программе «Книжное Красноярье», удалось выпустить несколько персональных и коллективных сборников. Случаются и спонсоры — писателям, входящим в СПР, помогает предприниматель Владимир Абросимов. Могло бы помочь краевое министерство культуры, как помогает оно изданию журнала «День и ночь» (проект самостоятельный, не имеет никакого отношения к деятельности союзов). Но здесь и возникает тема объединения. По словам министра культуры края Геннадия Рукши, он просто не понимает, кому надо помогать и в чем. Казалось бы, нищета и брошенность — лучшие мотивы для объединения. Чаще бы выходили книжки, возможно, вернулась бы традиция краевых литературных семинаров. Но для этого нужен как минимум диалог. Пока выстроить его не удается.

Михаил Бауэр, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)

Рекомендуем почитать