Себестоимость ветеринарных услуг составляет не менее 75 % от цены
Вопрос о том, насколько сегодня выгодно открывать ветеринарную клинику, спорный. Некоторые игроки на этом рынке отмечают убыточность отрасли, другие расширяют бизнес и делают упор на специализацию. Но, так или иначе, за последние годы в Красноярске появилось много новых медицинских учреждений для животных. Конкуренция повышается и заставляет клиники тратить все больше средств на техническое оснащение и повышать качество обслуживания.
Расходы растут
Основная трудность в работе ветеринарных клиник — невысокая рентабельность. Себестоимость ветеринарных услуг довольно высока — не менее 75 % от цены. Поэтому деньги, вложенные в организацию лечебницы для животных, возвращаются очень медленно. По опыту владельцев частных ветеринарных клиник, на это уходит от 8 до 10 лет. Найти подходящее по всем санитарным требованиям помещение не так просто, особенно в черте города. За город же выносить клинику не имеет смысла, так как большинство клиентов обращаются в то медучреждение, которое находится близко к дому. Или хотя бы в транспортной доступности.
Очень затратная статья расходов — техника: чтобы приобрести ключевой набор (рентген, УЗИ, анализаторы), требуется порядка 200 тысяч долларов.
К тому же золотых гор ветеринария бизнесменам не обещает: клиент в Красноярске глубоко убежден, что медицинская помощь для животных должна стоить дешевле аналогичных услуг для людей.
— Самые популярные процедуры для животных — кастрация и стерилизация, лечение ран и переломов, УЗИ и рентген, прививание, — говорит главный врач сети клиник «Айболит» Оксана Колько. — Более сложное, например хирургическое вмешательство, практикуется нечасто. Услуги врача дорогие, многим клиентам, к сожалению, сегодня проще усыпить животное, нежели поставить его на ноги.
Безусловно, это относится не ко всем, чаще всего за лечением в больницу обращаются заводчики породистых собак и кошек. Попугаи, черепахи, хомяки тоже бывают пациентами, но значительно реже. Есть и другая трудность в организации клиники.
— Инвестиции для входа в этот бизнес важны, но куда важнее подобрать специалистов, — констатирует Колько.
В городе более 20 лечебниц для домашних животных, среди которых есть и государственные. Специалисты приходят в основном из аграрного университета. Уровень подготовки не всегда хорош, медперсоналу не хватает элементарной практики. Некоторые владельцы клиник выступают за то, чтобы студентов начиная со второго курса отправлять на работу в ветлечебницы, но пока такое практикуется редко.
Ни аптеки, ни скорой
— Аптек в городе мало, по сравнению, например, с количеством зоомагазинов, — говорит Колько. — Некоторые торговые точки работают и с медикаментами, но, чтобы получить право реализовывать лекарства для животных, требуется лицензия от Россельхознадзора на фармацевтическую деятельность.
Одно накладывается на другое, и некоторые игроки уже подумывают об уходе с рынка, другие же, наоборот, расширяются. Делают акцент на специализацию врачей: хирурги, стоматологи, дерматологи для животных. Все потому, что перспективу в ветеринарии все же видят. Возможно, в городе скоро появится скорая помощь для домашних питомцев.
— Пока у нас в городе такая услуга не развита. Есть специалисты, которые работают на выезд, но это разовые случаи, — говорит Олеся Пастухова, терапевт клиники «Любимец». — Вопрос упирается в дороговизну переносного оборудования, которое требуется иметь при себе выездному врачу. К тому же клиенты не готовы платить за вызов. Но когда-нибудь это будет выгодно для клиник.
Иван Стропилов, «Вечерний Красноярск» № 45 (286)