Сокращение количества иностранцев на местном рынке труда в первую очередь ударит по мелкому и среднему бизнесу. Как уверяют красноярские предприниматели, даже высокие отчисления в бюджет и законодательные трудности с привлечением гастарбайтеров не заставят их отказаться от использования приезжей рабочей силы.
Русские не справляются
Одной из мер по снижению напряженности на рынке труда в кризисное время стало сокращение квот на привлечение иностранной рабочей силы. Как сообщили в пресс-службе краевого агентства труда и занятости населения, уже в 2009 году численность иностранных работников, прибывших в Красноярский край, была сокращена на 41 %: с 44 000 до 25 700 человек. В 2010 году было предусмотрено менее 19 000 гастарбайтеров, а в 2011-м с учетом планируемого развития рынка труда численность иностранных работников не превысит 20 400 человек.
В первую очередь такими методами государство планирует принудить работодателей трудоустраивать местных рабочих вместо приезжих.
— Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения края, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников и замещение соответствующих рабочих мест национальными трудовыми ресурсами, — сообщают в агентстве труда и занятости.
Однако местные предприниматели смотрят на проблему под другим углом.
— Работа, на которую я привлекаю иностранцев, очень тяжелая, — говорит Александр Романюк, руководитель мастерской «Архитектурный бетон». — Мы пробовали привлекать на нее русских специалистов, но наши мужики не справляются, быстро увольняются. Заказов много, график ненормированный, приходится работать в любую погоду, а дисциплина у местных рабочих страдает. И несмотря на нормальную зарплату — меньше 30 тысяч мои бетонщики не получают, — хорошие специалисты к нам не приходят. Зато мигранты ездят ко мне каждый год одни и те же, я их хорошо знаю. Они работают очень добросовестно и не пьют.
Замещения с разрешения
И все же на 1 декабря службой занятости заключено 183 соглашения с работодателями, планировавшими привлечение иностранной рабочей силы. В 2010 году они заменили гражданами России 3 784 гастарбайтера. Основное число таких «замещений» произошло в сфере промышленности, энергетики, транспорта и связи, в сельском хозяйстве, лесной отрасли. К работодателям было направлено 6 622 российских гражданина для трудоустройства, из них были приняты на работу только 583 человека.
Некоторые источники напрямую заявляют: гастарбайтеры трудятся и в большинстве крупных строительных организаций края, и на Богучанской ГЭС, и на освоении Ванкорского месторождения. Но для крупных инвестпроектов государство людей не жалеет, «единицы иностранных работников» из числа выделенной на следующий год квоты будут работать на этих объектах. Сокращение квоты в первую очередь ударит по среднему и мелкому бизнесу.
— Каждый год растет налог на иностранных рабочих, — негодует Романюк. — Я сейчас ежемесячно плачу в среднем по 3 000 рублей. Причем я обязан платить со дня трудоустройства и до того момента, пока не истекает срок разрешения на работу, выданного миграционной службой. Неважно, работает он у меня, или сломал руку, или сбежал и трудоустроился к другому предпринимателю: налоговая в этом и не думает разбираться.
Романюк убежден: чем больше будут сокращать квоты и усложнять для бизнеса привлечение мигрантов, тем больше будет расти теневой рынок иностранного труда. Другого мнения придерживается председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края, депутат Законодательного собрания Михаил Васильев. С его точки зрения, сокращение числа гастарбайтеров — мера для региона полезная.
— Квалификация иностранной рабочей силы оставляет желать лучшего, ввоз гастарбайтеров не повышает качество работ, которые производятся на территории Красноярского края, — уверен Васильев. — А та дополнительная конкуренция, которую они создают на рынке труда, нам не нужна.
Семен Котов, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 49 (290)