Конец года — время, когда формируются и утверждаются тарифы на электро- и тепловую энергию. С 2011 года энергетический рынок претерпевает большие изменения. О том, как они скажутся на фирмах и простых красноярцах, мы беседуем с заместителем председателя Региональной энергетической комиссии (РЭК) Красноярского края Александром Ананьевым.
Рост непрост
С чем энергетическая отрасль заканчивает этот год? Насколько вырастут тарифы в наступающем?
На сегодняшний день утверждены практически все тарифы на тепловую энергию, котловые тарифы для потребителей края, тарифы на услуги по передаче энергии и индивидуальные тарифы для расчета сетевых организаций друг с другом. Действительно, рост есть, но он ожидаем и запланирован. Еще в сентябре правительство края определило основные параметры увеличения тарифов, свой подход к повышению заработной платы в этой отрасли и к росту затрат по другим статьям. Федеральной службой по тарифам перед нами установлен предельный процент роста стоимости тепловой энергии — 16,3 %, и уже можно говорить о том, что по краю мы этот предел не превысили. Тарифы для населения региона на электрическую энергию в среднем вырастут на 13,39 %.
Повышение стоимости энергии обусловлено целым комплексом причин. Отчасти это связано и тем, что правительством края принято решение о переводе «МРСК Сибири» на метод регулирования доходности инвестированного капитала (RAB). Это относительно новая система, по которой за счет умеренного увеличения тарифов сетевая компания может модернизировать оборудование и строить новые объекты, подстанции... Механизм сглаживания, который предусмотрен по этой методике, помог нам в 2011 год войти с минимально возможным тарифом со стороны МРСК.
На сколько тариф выше того, что был раньше?
Рост произошел в пределах 40 %, и это вписывается в общую политику государства. Например, Федеральная сетевая компания (ФСК) перешла на метод RAB уже в этом году. И ежегодное повышение тарифов в перспективе составляет порядка
Ну а для обычных потребителей это чем грозит? Тем же повышением платежей?
Мы провели серьезный анализ рынка и пришли к выводу, что стоимость энергии в ближайшие годы не будет увеличиваться существенными темпами. С учетом этих прогнозов со временем тарифы для коммерческих структур и бюджетных потребителей вырастут не более чем на 20 %. А для населения — не более чем на 15 %.
В любом случае, вне зависимости от процессов на рынке, для жителей края в течение года никакого роста тарифов не будет. В бюджете края предусмотрены серьезные средства для компенсации разницы в тарифах. Этот механизм давно работает, он эффективен. Губернатор лично следит за процессом.
Скачки неуместны
В целом процесс модернизации энергетической отрасли, который активно готовится, как повлияет на тарифы?
Сетевое оборудование устаревает, в некоторых районах края сейчас невозможно подключить к сетям новые строения и объекты. В настоящее время министерство промышленности и энергетики утверждает программу модернизации электросетевых компаний края, и в тарифы закладываются проекты по ремонту и строительству сетевого оборудования. Программа по лидеру этого рынка — «МРСК Сибири» — уже утверждена на пять лет.
Активно обсуждался в СМИ и вопрос о высокой стоимости технологического подключения новых пользователей к электросетям. Мол, производители и застройщики платят очень много за подключение к электрическим сетям. На сегодняшний день правительством страны найден выход из положения: эти затраты включены в оплаты услуг по передаче электричества, с этой мерой также связан рост тарифов.
Связан ли он также с окончательным переходом энергетической отрасли на нерегулируемое ценообразование?
Частично. Напомню, что с 1 января 2011 года вся стоимость энергии будет нерегулируемой. То есть 15 % энергии, которую еще в декабре Энергосбыт покупает для потребителей по регулируемым государством тарифам, теперь будет замещаться нерегулируемой ценой. Последний этап либерализации рынка тоже внесет свой вклад в увеличение стоимости электроэнергии. Это уже учтено в тех процентах роста, которые я озвучил.
Был ли переход болезненным?
Государством было сделано все возможное, чтобы процесс прошел постепенно и без ценовых скачков. Впервые мы отошли от стопроцентно регулируемой цены энергии три года назад, постановлением правительства были определены этапы перехода.
Конечно, Красноярский край ощутил на себе процесс реформирования отрасли, ведь исторически стоимость электрической энергии у нас была одной из самых низких в стране. По новым правилам в одной ценовой зоне — в Сибири — все потребители за свет должны платить примерно одинаковые суммы. Рано или поздно рынок сравняет регионы между собой, а ведь в среднем по СФО рыночная стоимость выше, чем в нашем крае. Соответственно, и темпы роста стоимости нашем регионе опережали темпы наших соседей.
И все же до сих пор по округу край остается на третьем месте среди регионов с самой низкой стоимостью электричества. Впереди только Иркутск и Хакасия, но Хакасию мы уже догоняем по многим параметрам.
На ценовую политику в отрасли накладывает отпечаток величина региона?
Принципиального значения размер территории не играет. Хотя свои особенности, конечно, есть. В частности, не весь Красноярский край относится к единой национальной сети по электрической энергии. Весь север автономен и относится к территориям, где не формируются равновесные цены на оптовом рынке энергии. Тарифы в Норильском промышленном районе, в Эвенкии, на Таймыре устанавливаются по другим правилам.
Поэтапная компенсация
Летом мы с вами уже говорили о той ситуации, когда РУСАЛ отказался оплачивать счета местной сетевой компании, через суд доказав свое право работать напрямую с ФСК. В итоге 3,5 миллиарда недополученных денег могло лечь на плечи остальных пользователей. Чего же красноярцам ждать теперь?
Пару слов о предыстории вопроса: в целях сдерживания роста тарифов в свое время федеральными властями было принято решение, которое нашло отражение в законе об электроэнергетике. Часть оборудования ФСК была передана в аренду местным электросетям, еще этот механизм называют договором «последней мили». Он позволил снижать тарифы для простого населения за счет базовых потребителей. В апреле «РУСАЛ Красноярск» через арбитражный суд отстоял свое право работать напрямую с ФСК. Причем это не только наша местная проблема: с аналогичным поведением со стороны крупных потребителей энергии столкнулись в этом году 12 регионов. Но, к сожалению, самые большие риски именно у Красноярского края, у нас очень большая составляющая энергии — до 76 % — поставляется по договору «последней мили». Предприятия «взбунтовались» именно в этом году, потому что право работать по такому договору законодательно было закреплено до 2011 года.
Решать проблему пытались все лето и осень, в закон об электроэнергетике были внесены изменения, и срок «последней мили» продлили до 2014 года. ФСК направила РУСАЛу письмо о расторжении договора, а МРСК сегодня в процессе подписания нового договора аренды с Федеральной сетевой компанией. Министерство энергетики России контролирует эту работу, мы надеемся, что необходимые договора будут заключены уже в этом году.
К тому же сейчас все регионы рассматривают возможности поэтапного отказа от «последней мили» после 2014 года. Напомню, что для нашего региона последствия в случае полной ликвидации этого механизма будут особенно тяжелые, поэтому к Красноярскому краю следует применять особые меры.
А как же те 3,5 миллиарда, которые уже потеряны «МРСК Сибири» в этом году? Они уже не вернутся, несмотря на все предпринятые меры...
Безусловно, этот вопрос находится на особом контроле властей. Нагрузить потребителей края платежами в таком объеме невозможно. Правительство вместе с холдингом «МРСК» рассматривает вопрос о том, как эти средства будут возвращены. Вероятно, будет достигнута договоренность о поэтапной компенсации в течение
И все равно, если прямо сейчас сложить эти деньги на плечи потребителей, тарифы вырастут еще минимум на
Изменилась ли за прошедший год структура энергетического рынка? Приходят ли новые игроки на рынок?
Смена игроков — это нормальный и постоянный процесс для нашего рынка. Приходят одни компании, уходят другие. Бывало, что в некоторых районах за год сменилось несколько энергоснабжающих предприятий. Сейчас я отмечаю процесс объединения мелких предприятий, что наверняка сделает рынок стабильнее. Львиная доля сетей в крае находится в собственности муниципалитетов, раньше договоры аренды с сетевиками заключались на небольшой срок. Поэтому компании часто сменялись, не вкладывали деньги в ремонт оборудования. Теперь все больше сетевых предприятий заключают соглашение на аренду сетей на
Кира Сергеева, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 50 (291)