Главная
>
Статьи
>
Мобильный ритейл в режиме ожидания

Мобильный ритейл в режиме ожидания

07.02.2011
2

Рынок розничной продажи мобильных телефонов в ударе. Федеральные игроки собираются расширяться, а местные надеются, что объем продаж и впредь будет увеличиваться. Большим подспорьем для такого оптимизма стали прошедшие новогодние праздники.

Рынок сотового ритейла выходит из кризиса стремительными темпами. По словам директора по маркетингу красноярской группы компаний «Тринити» Сергея Гетманенко, в 2010 году продажи выросли примерно на 20% по сравнению с 2009 годом. С ним согласны и эксперты фирмы «Связной». Правда, по данным федерального игрока, в прошлом году рост по Сибири составил порядка 25-30 %. В целом в России было продано 35 миллионов телефонов, в 2011 году продавцы надеются увеличить эту цифру до 39 миллионов.

Декабрьские продажи традиционно стали серьезным подспорьем для компаний сотового ритейла— Количество продаж «Связного» в СФО за этот год увеличились на 51%, — говорит руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. И тут же добавляет, — в Красноярском крае показатели пониже — 43%. И все же о полном восстановлении рынка можно будет говорить только по итогам 2011 года.

Как единодушно отмечают эксперты, экономический провал, в который угодила отрасль в кризисный сезон 2008-2009 года, остался позади. Рынок совершил серьезный рывок, в дальнейшем рост будет уже менее заметен.

— Думаю, в 2011 году он составит порядка 6-8%, — предполагает Гетманенко.

На спрос по прежнему серьезно влияет сезонность. По итогам четвертого квартала 2010 года, российский рынок мобильных телефонов в денежном выражении составил 47 млрд. рублей, а всего года — около 155 млрд. рублей (при этом Сибирский федеральный округ заработал около 12% от этой суммы). Декабрьские продажи традиционно стали серьезным подспорьем для компаний.

Три кита

В 2009 году падение спроса изменило структуру рынка. По данным компании «Евросеть», количество салонов розничной продажи сотовых телефонов, работающих в России, сократилось на пять тысяч. Компании Урала, Сибири и Поволжья пострадали сильнее, чем Центральной России. За время кризиса закрылось не меньше четверти салонов в Красноярском крае. В их числе и торговые точки, принадлежащие федеральным сетям, и местные фирмы. Ушли многие мелкие компании. Сегодня, когда ситуация нормализовалась, красноярские игроки не спешат расширяться.

— Красноярский рынок сотового ритейла уже сформирован, и большое расширение сети приведет только к увеличению расходов на ее содержание, — уверяет Сергей Гетманенко. — Если брать в пример нашу сеть, то в планах продолжить оптимизацию для качественного, а не количественного роста. Потребитель меняется, потому и мы должны измениться.

Немного другие планы у федеральных «китов» сотового ритейла. На вопрос, есть ли в планах расширение на терриФедеральные игроки рассчитывают на сибирских покупателейтории региона, в пиар-службе «Связного» ответили прямо: с Сибирским федеральным округом москвичи связывают большие надежды. По итогам 2011 года компания планирует увеличить свою сеть на 15%. В том числе и за счет малых городов.

— Для того есть объективные причины, — поясняет Ноготкова. — В первую очередь — рынок еще не насыщен, есть небольшие города, где нас пока нет.

В целом лидирующие позиции на региональном рынке по-прежнему занимают три игрока: «Евросеть» (более 30 %), «Связной» (порядка 24 %) и дочерняя компания оператора МТС — РТК (около 10 %).

Азия — Евразия

С ростом покупательской способности выросла и ценовая категория самых продаваемых моделей телефонов. В 2009 году средняя стоимость проданной в розницу «мобилы» составляла порядка 4500 — 5000 рублей, что на 24 % ниже показателя 2008 года. Спрос рос в основном на бюджетные трубки.

— Сейчас же повышается не только количество проданных аппаратов, но и их средняя цена, — говорит Сергей Гетманенко. — Это связано, в первую очередь, с тем, что потребители стали смелее тратить деньги и покупают не только товары первой необходимости. Благодаря этому уменьшился и срок владения аппаратом. Если до кризиса в нашем регионе он составлял в среднем 12 месяцев, то во время кризиса увеличился до 18-19. Сейчас люди стали чаще обновлять свои телефоны — через 12-14 месяцев использования. Средняя цена мобильного приближается к отметке в 7000 рублей. Эксперты отмечают смещение интереса в сторону бесклавиатурных телефонов и смартфонов.

Основными поставщиками мобильных телефонов в сибирский регион по-прежнему остаются компании Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson, совокупная доля которых составляет 88%. Но постепенно на территории усиливается присутствие новых брендов — ZTE, UBIQUAM, Huawei... Большинство таких телефонов продаются на российском рынке под торговыми марками «Билайн», «Мегафон», «МТС» и «Скай Линк».

Кира Сергеева, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать