В Уголовный кодекс РФ внесены существенные изменения. В том числе смягчены нормы на нетяжкие правонарушения и некоторые преступления средней тяжести. Послабления по 68 статьям уже назвали революционными для российской правоохранительной системы.
Соответствующие поправки в УК подписал президент Дмитрий Медведев. Среди видов преступлений, за которые теперь не обязательно будут сажать в тюрьму, - незаконное предпринимательство, клевета, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров, кражи, грабежи и разбои. Суть изменений в том, чтобы дать послабления гражданам РФ, которые преступили закон впервые, по неосторожности или в силу других непреодолимых обстоятельств.
С этой целью по 68 пунктам УК отменен низший порог наказаний в виде ареста. Для 11 видов нарушений основным наказанием станет штраф, а за 12 других можно будет назначать исправительные работы. По 118 составам преступлений нижний предел наказания в виде исправительных работ и ареста отменен.
При этом верхний порог наказаний оставлен в прежнем виде для всех уголовных норм, а значит, рецидивисту нарушения закона не простят и осудят по всей строгости. Зато, например, «начинающий» грабитель может остаться на свободе, если чистосердечно расскажет о других членах банды.
Законопроект приняли и одобрили относительно быстро, сообщают федеральные СМИ. Внес на рассмотрение поправки сам президент, в октябре 2010 года была проведена работа минюстом, уже в январе Госдума их приняла в первом чтении. Затем государственно-правовое управление президента внесло исправления в первоначальный вариант, ужесточив некоторые слишком уж либеральные идеи. 25 февраля Госдума приняла проект в окончательном чтении, а 2 марта документ одобрил Совет Федерации. Сообщество юристов уже заявило, что с принятием закона появляются новые возможности для коррупции со стороны судей. По предположениям министерства юстиции количество заключенных в тюрьмах может сократиться на треть.
Комментарии
Ольга Лихтина, директор Красноярского краевого правозащитного центра:
Очень правильное решение со стороны властей. У меня в практике был случай, когда за ведро огурцов и коробку конфет 19-летний парень получил срок в пять лет лишения свободы. 16-летнего подростка посадили за пустую сумочку, которую тот вырвал на улице. И подобных случаев в российской уголовной практике множество. А в тюрьме, мое убеждение, таких ребят не исправляют, только калечат. Поэтому дела о первой судимости должны рассматриваться с особой тщательностью. В советском праве был дифференцированный подход: при вынесении приговора учитывалось множество факторов и обстоятельств. Существовали товарищеские суды, процедура общественной защиты и множество других механизмов повлиять на тяжесть наказания.
Виктор Легашов, руководитель Красноярского краевого общественного фонда защиты гласности:
Очень хочется надеяться, что с изменениями уголовных норм, изменится и качество судейства. Изменить УК недостаточно, нужно менять и процессуальное законодательство, публиковать четкие разъяснения к тому, в каких случаях какие санкции рекомендовано применять. На судью ложится большая ответственность, ведь у нас не прецедентное право, а значит вынести по аналогичным делам разные решения - вполне реально. Согласитесь, штраф и срок в пять лет лишения свободы - это разные вещи. Нужно более конкретно прописывать отягчающие и смягчающие вину обстоятельства, чтобы не было и не могло быть их двойного толкования. Сегодня лично мне непонятно, к каким последствиям приведут законодательные изменения: посмотрим, возрастет или снизится динамика преступлений.
Александр Глисков, адвокат, депутат Горсовета Красноярска:
Меры эти предприняты в рамках гуманизации нашей уголовной политики, которую обвиняют в излишней жестокости. Как нормы будут работать, увидим на практике. Правда, сейчас картина безрадостная: тюрьмы забиты всякой «мелюзгой», на содержание этого контингента мы тратим бюджетные средства. А реальные преступники, которые воруют сотни миллионов, ходят на свободе. Отделываются минимальными санкциями.
Марина Добровольская, депутат Законодательного собрания Красноярского края:
Сама сижу в комиссии по делам несовершеннолетних каждую неделю, могу сказать, что иногда этим ребятам-«первоходкам» достаточно просто дать шанс исправиться. Но подобные нормы ни в коем случае не должны касаться убийств, педофилии, грабежей, разбоев... И ни в коем случае закон не должен касаться коррупционно-содержащей деятельности. Если чиновник похитил у государства, т.е. у нас с вами миллионы, он должен сидеть в тюрьме. Такие преступления должны караться большими сроками заключения, плюс - конфискация имущества, плюс - штрафы в кратном размере превышающие украденное.
Кира Сергеева, интернет-газета Newslab.ru