Одна из задач любого государственного ведомства - разрабатывать и вносить на рассмотрение законодателей нормативные акты. По логике цель преобразований может быть только благая. В случае с бизнесом, например, задача - избавить его от гнета и дать возможность нормально развиваться. Однако все получается с точностью до наоборот.
На протяжении шести месяцев федеральное минэкономразвития проводило мониторинг нормотворчества чиновников. Результаты, мягко говоря, не очень - больше половины всех нормативных актов в случае принятия стали бы новыми барьерами для бизнеса. В цифрах - 30 из 55.
Экспертиза на так называемое «регулирующее воздействие» обязательна для проектов всех законов в области госконтроля, установления обязательных требований к продукции, безопасности процессов производства и оценки соответствия, пишет «Газета.ру». Сначала проект документа поступает в минэкономразвития на предварительную оценку. Если, изучив его в течение пяти дней, эксперты министерства заподозрят, что нормативный акт вводит избыточные административные барьеры и иные ограничения для бизнеса, предполагает рост издержек для предпринимателей или ведет к необоснованным расходам бюджета, то он подвергается более пристальной проверке. На это отводится 30 дней, и к работе подключается бизнес.
- Якобы, готовя документы, чиновники защищают интересы государства. Но на деле регулируют все и вся, поэтому наворачивают друг на друга различные регулирующие функции и требования. Это хуже для государства, потому что требует дополнительных затрат, - выразил мнение председатель «Деловой России» Борис Титов.
24 марта, президиум российского правительства обсудил «Итоги выполнения плана мероприятий по совершенствованию госуправления в 2009-2010 годы». В том числе большие чиновники говорили о рациональности нормотворческой работы коллег. Эксперты не сомневаются, что скорее всего именно на этом вопросе все ответственные получат взбучку от премьер-министра, однако станут ли они от этого работать лучше - вопрос.
В этом смысле интересна ситуация с реформированием системы госзакупок. Новую редакцию закона ведомствам необходимо разработать к 1 апреля, однако до сих пор у чиновников нет даже понимания, что нужно поменять. Одних устраивает система 94 ФЗ, в рамках которой, по словам руководителя контрольно-ревизионной службы Кремля Константина Чуйченко, масштаб откатов составил 32,1 млрд долларов, другие требуют ее серьезной корректировки.
Пока чиновники решают, каким законам быть, а каким нет, какие законы плохие, а какие хорошие, почему-то никто не говорит о качестве самих разработчиков. Ведь если в любом образовательном тесте в 55 вопросах допустить 30 ошибок, вряд ли даже самый лояльный учитель поставит «тройку».
Комментарии:
Александр Клюкин, депутат Государственной думы РФ:
- По-хорошему вопрос нужно задать самим ведомствам. Но я думаю, такое качество законотворческой работы министерств связано с тем, что они оторваны от жизни, не знают - чем и как живет бизнес, абсолютно не понимают, что происходит в стране и мире. Из этого и рождаются документы, которые не отражают ни жизнь, ни желания работать в стране и загоняют бизнесменов в угол. Вообще, ведомства не то что могут, а должны консультироваться и с бизнесом, и с депутатами Госдумы. Но многие министерства посчитали правилом для себя с депутатами не советоваться.
Валерий Семенов, депутат Законодательного собрания края:
- Сначала скажу о нашей практике. Система взаимоотношений законодательных органов субъектов с федеральными структурами хорошо отлажена, так же как и законодательных органов с муниципальными. Есть регламенты, по которым наши инициативы, которые мы выдвигаем в федеральное законодательство, проходят соответствующее рассмотрение в Государственной думе, где создан специальный экспертный совет. С этим я не вижу каких-то проблем. Проблемы, видимо, есть между правительством или конкретным министерством и Государственной думой. Но утверждать это я не берусь. Могу сказать за Красноярский край - у нас система взаимоотношений между министерствами, губернатором и депутатами хорошо отлажена. Исполнительная власть разрабатывает документ, но если мы высказываем замечания или даже «рубим» его, то эти наши действия находят понимание. Может быть и поэтому мне тяжело оценить данную ситуацию на уровне федерации, потому что у нас такой проблемы нет.
Михаил Четыркин, председатель федерации малого бизнеса Красноярска:
- Говорить о качестве законодательных инициатив местных ведомств не приходится. Но не потому что это качество плохое. Просто с бизнесом, с экономическими условиями хозяйствования, с системами налогообложения связаны законы, которые принимаются Государственной думой. На местном уровне отношения с бизнесом практически не регулируются, поэтому говорить о влиянии краевого законодательства на развитие бизнеса нельзя, за исключением программы поддержки предпринимательства. Честно могу сказать, что сам, занимаясь бизнесом, вижу - принятые законы и бизнес пересекаются довольно редко. Бизнес живет по своим канонам, а законы - по своим. Одно время была повышена планка по переходу на упрощенную систему налогообложения с 20 млн до 60 млн по выручке - это, конечно, повлияло. Но, на мой взгляд, это единственное решение за последние пять лет, которое коснулось малого бизнеса.