Большие инвестиционные проекты априори связаны с большими тратами, при которых даже миллиард рублей становится малозначительной суммой. Наверняка, именно так размышляли те, кто занимался строительством дорог в Приангарье.
В ноябре 2010 года Министерство экономики и регионального развития попросило ФАС России провести проверку — в ведомстве заподозрили, что сумма контракта, заключенного краевым управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю (КрУДор) с ООО «Трансмост» (входит в группу компаний «Илан») на строительство дорог в Приангарье оказалась необоснованно завышена, что привело к перерасходу средств, выделяемых напрямую из инвестиционного фонда России.
Сомнения федеральных чиновников оказались обоснованными — проверка антимонопольщиков действительно установила признаки нарушения закона (ч.3 ст.7.32 КоАП РФ). Судя по заключению, глава КрУДора, он же депутат Заксобрания Сергей Зяблов, мог необоснованно завысить сумму контракта с ООО «Трансмост» — с 4,5 до 5,15 млрд рублей. Именно его подпись стоит на документе. Нарушение влечет штраф в двукратном размере необоснованно израсходованных средств. В данном случае возможный штраф равен 1,3 млрд рублей. Причем оштрафованы должны быть по закону обе стороны — и заказчик, и подрядчик.
Любопытно, что похожий случай произошел весной 2010 года в СФУ — ректор Евгений Ваганов сумел избежать штрафа по причине якобы поддельной подписи.
Отговорки потенциальных растратчиков на этот раз совершенно иные — все списывается на волокиту чиновников и инфляцию. На одной из сессий Заксобрания края исполняющий обязанности руководителя КрУДора Николай Лукьянов (Сергей Зяблов на тот момент, по официальной версии, находился в отпуске) пояснил, что управление с обвинениями в свой адрес не согласно, а увеличение цены контрактов объяснил двумя причинами. Первая заключается в том, что контракт был заключен в 2007 году и стоимость работ не была фиксированной. По его словам, якобы ежегодно цену нужно было повышать с учетом индекса дефлятора и заключать дополнительные соглашения с генподрядчиком.
— При этом действующая на момент размещения и заключения контракта редакция федерального закона № 94 не содержала требования по поводу установления в государственном контракте максимальной твердой цены работ, — добавил он.
Второе оправдание, которое привел Лукьянов, заключалось в том, что управление «было вынуждено» увеличить срок проведения работ до октября 2011 года в связи с задержками финансирования из инвестиционного фонда РФ и урегулирования вопроса строительства в водоохранной зоне.
— Правомерность этого решения подтверждена решением Арбитражного суда, — отметил Лукьянов.
Особых претензий к Лукьянову не было. Не было их и к Сергею Зяблову во время посещения депутатами Богучанского района. Руководитель КрУДора рассказывал коллегам по партии и заксобранию об этапах строительства, о графиках выполнения работ, о сложностях и многом другом. Не рассказывал он только о том, почему сумма госконтракта увеличилась на 650 млн руб.
Нет претензий к Зяблову и у компаний, которые пострадали из-за его действий. Например, компании «ВостСибНИИгипрозем» — крупнейшего в крае исполнителя работ, связанных с землеустройством. Именно она занималась переводом земель в Богучанском районе из одной категории в другую перед началом строительства моста — выполнила работы и попала в реестр недобросовестных поставщиков. О проблемах с этой компанией Лукьянов говорил, отмечая, что задержки в ее работе повлияли на увеличение суммы контракта.
К слову, потенциально «ВостСибНИИгипрозем» потерял несколько сот миллионов рублей. Правда об этом Лукьянов не сказал. Но чего таить обиды, если Зяблов наказал себя сам — справедливая и единая партия власти вряд ли включит в его свои списки во время декабрьской выборной кампании в Законодательное собрание края. А там недалеко и до снятия с должности главного дорожника — ведь именно депутаты назначают руководителей подобных предприятий.
Сергей Иванов