Биография (разумеется, завершенная - посмертная) сверхпопулярного писателя и пламенного, но узкоспециального антифа-публициста Стига Ларссона написана в непривычном для массового российского читателя формате.
Документальная книга «Человек, который ушел слишком рано» - ни в какой мере это не бульварное жизнеописание поп-идола. Впрочем, не выдерживает она и сравнения с произведениями, выходящими в серии «Жизнь замечательных людей» (если принять их за эталон серьезных биографических сочинений).
С публицистической формой Петтерссон обходится так же вольно, как и его герой работал с канонами детективной литературы. Ларссон прекрасно разбирался в жанре и легко переходил от классического детектива - «кто убийца?» - к полицейскому роману, а от него - к шпионскому триллеру. Петтерссон же - скачет от бодрого репортажа о путешествии по области Швеции, где его герой провел детство, к серьезному historical review. Которое включает в себя популярное изложение истории шведского фашизма (как цивильного национал-патриотизма, так и совсем махрового неонацизма), антифашизма (как цивилизованного, так и хулиганского) и антивоенного движения. История захлебнувшейся революции в отдельно взятой стране, и краткий очерк бытования детективного жанра в литературном процессе Швеции - прилагается.
О самом Ларрсоне в книге относительно немного - больше о той социальной почве, на которой он появился вместе со своим главным детищем - серией романов «Миллениум», волею судеб так и оставшейся трилогией.
То, что «Человек, который ушел слишком рано» рассказывает больше не о личности, а об общественной фигуре - с одной стороны неплохо. Почитатели Ларссона его жизненный путь уже более-менее знают из многочисленных публикаций. А вот пробелы в западноевропейской истории ХХ века не помешало бы заполнить. Тем более, сходство происходящих в Швеции процессов с той ситуацией, в которой живем мы с вами, временами - почти фотографическое.
С другой стороны, тексту до обидного не хватает описания повседневной жизни его заявленного героя. Ведь повышенное внимание к «бытовухе» - отличительная черта скандинавского искусства вообще и трилогии «Миллениум», в частности. Каждая мелочь у шведских авторов складывается в причудливую мозаику, от частного - к общему. Читателям (многие из которых платят деньги, чтобы организованно погулять в Стокгольме по ларссоновским местам) должно быть любопытно - каким он был вне политической трибуны. Где покупал одежду, что любил есть, а что выпить... Даже какие именно сигареты он курил по три пачки в день, что в конце концов его и доконало.
Еще одно досадное отличие от «ЖЗЛ-стандарта» - отсутствие фотографий. А иллюстрировать здесь есть что. Увы - несколько грамотно подобранных иллюстративных блоков только добавили бы очков этой далеко не идеальной - наспех написанной, переведенной и изданной - книге.
Леонид Зольников
Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru