С 1 сентября 2011 года на дорогах России будут активно бороться с извозчиками-нелегалами. После принятия поправок к федеральному закону осуществлять пассажирские перевозки таксисты смогут, только имея соответствующее разрешение. «Бомбилы» без такого документа рискуют быть оштрафованными на 5 000 рублей. А с 2015 года количество таксофирм в каждом городе будет регулироваться местными органами власти.
Местные власти также будут выдавать лицензии на пассажирские перевозки. Тема сегодня активно обсуждается представителями малого бизнеса по всей стране. Напомним, что согласно федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты России», с 1 сентября 2011 года «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны иметь соответствующее разрешение». Как пояснил СМИ заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ Владимир Кузин, качество пассажирских перевозок в стране по-прежнему оставляет желать лучшего. Количество ДТП с участием таксистов вынудило власти пойти на лицензирование. За извоз без разрешительного документа водителю грозит штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей.
- Разрешение действует только на территории того региона, уполномоченный орган которого его выдал, - поясняет Кузин.
Соответственно прокатиться на такси из Новосибирска в Красноярск будет тоже проблематично, даже если пассажир готов оплатить дорогу. Однако если регионы между собой договорятся, то документ будет считаться действительным и на сопредельной территории, делают оговорку законодатели. Также с 1 января 2012 года вступают в силу новые правила перевозок пассажиров.
- Одно из главных нововведений касается легковых такси - с нового года вводится ответственность за нарушение их водителями правил перевозки пассажиров и багажа. К таким нарушениям относятся отсутствие в салоне предусмотренной информации, невыдача кассового чека или квитанции, отсутствие цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря, - сказал Кузин.
За указанные нарушения водитель может быть оштрафован на сумму от одной до пяти тысяч рублей, должностные лица - от 10 тыс. до 50 тысяч, юридические лица - от 30 до 200 тыс рублей. Вводится со следующего года и ответственность за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси и нанесение на наружные поверхности соответствующей цветографической схемы (2,5 тыс. рублей для водителя, 20 тыс. рублей - для должностных лиц, 500 тыс. рублей - для юридических). Водитель рискует лишиться и регистрационных знаков авто до тех пор, пока не уберет с кузова незаконно нарисованные «шашечки».
А через четыре года вступит в силу еще одна норма - с 1 января 2015 года законом субъекта может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Что касается Красноярска, то в министерстве транспорта пока только разрабатываются механизмы легализации этой сферы бизнеса. Из чьих рук и в каком порядке предприниматели будут получать разрешение на перевозку пассажиров, пока не ясно - властям этот момент еще предстоит уточнить. Однако по заявлениям министра Захара Титова, мера местным правительством всецело поддерживается.
- Деятельность частных такси давно требовала перевода в правовую плоскость. Власти регионов, в том числе и Красноярского края, неоднократно обращались к Федерации с просьбой урегулировать частные перевозки, - сказал Захар Титов.
По словам чиновника, каждый таксист с 1 сентября будет обязан возить с собой в салоне автомобиля разрешительный документ и предъявлять по первому требованию пассажира, уполномоченного должностного лица или сотрудника ГИБДД.
Комментарии:
Михаил Васильев, депутат Законодательного собрания Красноярского края:
Если наконец-то вводят лицензирование деятельности таксофирм, чего сегодня нет, я буду этому только рад. Давно пора перенять практику европейских стран. Для того чтобы работать таксистом в Лондоне, водитель обязан сдать экзамен на знание города, выучить названия и расположение всех улиц и проспектов, а их несколько тысяч. И там таксист не задаст тебе вопрос: «А это где?» - что в Красноярске сплошь и рядом. Я считаю, что будет правильно выдавать лицензию не только на фирму, но и на каждый конкретный автомобиль. Мое глубокое убеждение, что не каждая легковая машина может быть использована под такси. У меня были случаи, когда для поездки в аэропорт мне был нужен автомобиль с просторным багажником. Мои запросы не были услышаны, диспетчер прислал разбитую, праворукую микролитражную машину, а водитель еще и уверял, что буквально вчера в ней вез пять человек. Чтобы таких вещей не происходило, необходима регламентация класса и типа автомобиля. Частников такими законами все равно не проймешь, они как «бомбили», так и будут. Но когда клиент заказывает услугу по телефону, она должна быть ему оказана качественно. Я против притеснения мелкого бизнеса, но я и против хаоса в какой-либо сфере рыночных отношений. А с такси у нас именно хаос.
Хусейн Алиев, индивидуальный предприниматель:
У законодательства только одна цель - сосать деньги из малого бизнеса. Красивые слова: лицензирование, контроль. А за всем этим я слышу всегда только одно: сколько надо будет платить. Об этом пока мало распространяются, но платить придется, будьте уверены. Не сделаешь себе бумагу - заплатишь 50 тысяч штрафа. Не захочешь платить - закроют. К чему это все приведет? К тому, что мы, владельцы таксофирм, будем работать открыто? Как раз наоборот: водители и так сейчас на 90% работают в такси без трудового договора, а теперь об официальном трудоустройстве можно забыть. Кто же возьмет на себя ответственность за водителя - сам попался, сам дурак. Рации? Их и снять можно. Визитки такси в салоне? Кто же его знает, где он их взял.
Андрей Снетков, директор автошколы «Диалог-Сервис»:
Беспорядки на дорогах такими мерами не пресечь, это точно. Зато они однозначно приведут к удорожанию услуги. Таксофирм, да и самих водителей станет меньше, уменьшится конкуренция, соответственно повысятся и цены. Лично я никогда не испытывал проблем с таксистами в плане обслуживания. Что вызывать такси по телефону, что ловить машину на улице - качество работы на одном уровне. Что изменится оттого, что все поголовно «приоденутся» в шашечки, - вопрос почти риторический. Хотят убрать «бомбил»? Да пусть бы они были: зачастую доехать на попутке дешевле и удобнее. Лучше бы боролись с таксистской мафией. Хотя бы в том же аэропорту и на железнодорожном вокзале.
Андрей Орлов, безработный:
Для меня извоз - основной хлеб. Очень долго приходилось бороться за место в городе: чтобы и рядом с домом, и недалеко от автобусной остановки. Нас на этом месте (остановка в Зеленой роще - Newslab.ru) четверо работает, все - на вольных хлебах, ни при каких фирмах состоять не хотим. Нас уже тут знают, у каждого свои клиенты есть, звонят сами, вызывают. Теперь все летит коту под хвост. Лично я не женат, а вот товарищ мой жену кормит и двух сыновей на ноги ставит. Получается, мы без своего куска хлеба остаемся. Но обидно другое: мы же в России живем, кому надо, тот всегда с правоохранительными органами договорится. Отберут «шашечки», будем без них гонять. Просто власти дают лишний повод сотрудникам ГИБДД брать «на лапу». Они думают, что законами они смогут вывести таксистов из теневой сферы? Ерунда. В стране, где все давно поделено, и ни один таксист по городу без куска арматуры под сиденьем, а то и без ствола в кармане, не ездит, регулировать извоз законами глупо и бесполезно.
Анна Корнеева, интернет-газета Newslab.ru