Январь 1942 года. Двое ленинградцев — школьник-шахматист и солдат-филолог — пробираются через линию фронта, окружившую блокадный город. Их цель — найти дюжину яиц и принести начальнику ленинградского НКВД, иначе их ждет расстрел или голодная смерть. Начальник НКВД устраивает свадьбу дочери, и яиц не хватает для торта. Попутно еще надо замочить одного гада — командира айнзацгруппы «А» Абендрота, маньяка и садиста, и главное — вернуться живыми (и с яйцами) к сроку. Это сюжет одной из самых необычных книг о второй мировой войне, написанных в последние годы.
Удивительна уже сама личность автора: Дэвид Бениофф — перспективный голливудский сценарист, сочинивший сценарии для «Трои» и «Людей Икс». Когда ему предложили написать автобиографический очерк, он написал первые строчки и понял — не получится блокбастера, писать-то не о чем, жизнь как жизнь. А вот у деда, пережившего блокаду — о, у него есть, что вспомнить! Бениофф (или его лирический герой, но, похоже, все-таки сам Бениофф) отправился к деду с диктофоном, дед целую неделю наговаривал свои воспоминания, в мельчайших подробностях. Потом Бениофф положил рядом книгу Гаррисона Солсбери «900 дней» — лучшее, что написано о ленинградской блокаде — и так получился «Город» (кстати, в оригинале это «City of Thieves», «Город воров»). Пожалуй, это единственный в мире приключенческий военный триллер, где действие происходит в декорациях ленинградской блокады.
То, что книга написана американцем, почти не замечаешь, настолько бережно и убедительно Бениофф передал атмосферу сражающегося осажденного города и всего, что в нем происходило. Ну да, главному герою дана фамилия Власов, которую ни один наш писатель не дал бы (разве что самому отрицательному персонажу). Ну, в некоторых сценах персонажи произносят невозможные критики в адрес Сталина и Жданова, более уместные в устах выпускников американского колледжа. Но простим ошибки, в конце концов, мы же могли ожидать, что человек, сочиняющий истории про суперменов-мутантов, мог напихать в свой роман такой клюквы, что нас тошнило бы с первых же страниц.
А получилось-то хорошо. Я бы даже сказал, что «Город» — практически безупречная книга. Именно то, что без страха можно давать сыну-подростку. Он и читать будет не отрываясь, и про то, каково приходилось людям в блокаду, кое-что поймет. «Город» написан как сценарий.
Собственно, написавший предисловие к книге режиссер Тимур Бекмамбетов признается, что предлагал Бениоффу сделать экранизацию, но тот отказался — хочет сам. Его можно понять: «Город» — это отличная история, крепко сделанная и хорошо придуманная, а Бекмамбетов может все испортить.
Поэтому «Город» читаешь, словно смотришь фильм: события в книге разворачиваются в жесткой логике road movie, путешествия с приключениями. Сначала герои попадают в застенок, потом — к людоедам, где на крюках висят детские туши, потом — на поле боя, а после персонажи и лихие сюжетные виражи начинают мелькать с калейдоскопической быстротой: офицерский бордель, партизаны, девушка-снайпер, каратели, пленные, уголовники, парашютисты... Трофейный эсесовский кинжал тускло взблескивает, перерезая горло предателю. Главный каратель отпиливает ноги пытавшейся сбежать девушке, а потом прихлебывает сливовый шнапс и играет сам с собой в шахматы. Там таких сцен хватает.
Будем ждать фильма. Но «Город» Бениоффа я явно еще не раз сниму с полки — перечитать.
Влад Толстов Книги для обзора предоставлены книжным гипермаркетом «Лас-Книгас»
г. Красноярск, ул.Сурикова, 12
тел.2-59-08-30
сайт www.top-kniga.ru