Чтобы усыновить российского ребенка, американцы теперь обязаны пройти токсикологический тест и доказать психическую уравновешенность, а гомосексуальные пары могут и не мечтать об усыновлении граждан России.
Дальше некуда
Усыновление российских детей в США идет уже почти 20 лет. По официальным данным, за это время в Америку было вывезено около 60 тыс. детей из России. Однако, как заявил детский омбудсмен Павел Астахов, эту цифру можно смело умножать на два — детей вывозили из страны и нелегально, особенно в 90-е годы, когда этот процесс практически не контролировался. За этот период 17 усыновленных российских детей погибли в США. И это тоже только зарегистрированные случаи. При этом официального договора об усыновлении между странами до сей поры не существовало. Толчком к его подписанию стали участившиеся в последние годы случаи насилия и издевательств над нашими детьми, усыновленными за рубеж.
Последней каплей в чаше терпения российских властей стал прошлогодний эпизод с 7-летним Артемом Савельевым, мальчиком из Кемерово, которого приемная американская мать одного отправила самолетом из США в Москву. В записке, которую нашли у мальчика, она поясняла, что отказывается от ребенка по причине его «неуправляемости».
Чуть более года ушло у российского правительства на подготовку соглашения об усыновлении с США. 14 июля документ был подписан. Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, соглашение дает возможность контролировать процесс усыновления и предъявлять высокие требования к американским усыновителям.
Усыновить «напрямую» больше не выйдет
Ключевой пункт соглашения — отмена так называемого независимого усыновления, когда приемные родители усыновляют ребенка напрямую, без участия специальных агентств. Отследить дальнейшую судьбу таких детей становится практически невозможным. Теперь, согласно договору, усыновить ребенка можно, только обратившись в специальное агентство. Кроме того, сами агентства должны будут пройти двойную аккредитацию — в США и России. Организации, не прошедшие аккредитацию, будут подпадать под статью о незаконном предпринимательстве. По данным Павла Астахова, сейчас на территории России действует 67 иностранных агентств по усыновлению, однако омбудсмен считает, что аккредитацию сможет пройти только треть из них. Г-н Астахов заявил, что ему известны агентства, которые работают незаконно и тайно вывозят детей за границу — их деятельность будет пресечена еще до процедуры аккредитации. Список аккредитованных агентств планируется опубликовать на сайте минобрнауки.
С отменой независимого усыновления станет более прозрачным контроль за судьбой ребенка. Агентства будут обязаны отчитываться об этом. — Ранее мы не могли потребовать такого отчета, поскольку у нас не было на то правовых оснований, — заметил Павел Астахов. Кроме того, до достижения совершеннолетия ребенок будет сохранять двойное гражданство. Таким образом, он будет подпадать под действие российского законодательства, и его в любой момент можно будет потребовать вернуть на родину. Раньше усыновленный ребенок автоматически терял российское гражданство и становился гражданином США.
В соглашении устанавливаются жесткие требования к потенциальным родителям. Так, например, они обязаны проходить токсикологический тест и предъявлять документы о психологической устойчивости. Более того, если возникают сомнения в подлинности документов, теперь можно потребовать повторного обследования приемных родителей у нас в стране. — Прежде мы не могли проверить легальность происхождения медицинских справок. Агентства же всегда отвечали, что не несут ответственности за это. Теперь они будут нести такую ответственность, — сказал Павел Астахов.
Помимо прочего, российская сторона настояла на невозможности усыновления наших детей однополыми парами, что допускается в некоторых штатах Америки.
Детский омбудсмен также обратил внимание на положение договора, связанное с отменой и повторным усыновлением. Как правило, в таких случаях ребенок просто терялся из вида наших контролирующих органов. Судьба более 400 таких детей до сих пор неизвестна. — Отныне нас обязаны будут уведомлять об отмене усыновления и о том, что будет происходить с ребенком далее. Если же случится повторное усыновление, то американская сторона должна будет получить согласие на это у нас, — рассказал Астахов.
Россияне в приоритете
Из Красноярского края за рубеж ежегодно усыновляется порядка 130-150 детей. С иностранными семьями, желающими усыновить российских детей, работает министерство образования и науки Красноярского края. Оно выполняет функцию регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и сотрудничает с представительствами иностранных организаций по усыновлению, имеющими разрешение на эту деятельность от минобрнауки РФ. На сегодня в крае работают агентства по усыновлению из Франции, Германии, Италии, Испании, Израиля, США.
Как рассказала главный специалист отдела по усыновлению министерства образования и науки Красноярского края Татьяна Владимирова, у нас и до подписания соглашения с Италией и США не практиковалось независимое усыновление. — Мы работаем через агентства, которые со своей стороны несут ответственность за жизнь и безопасность российских детей за рубежом, — подчеркнула Владимирова.
Она рассказала, что детей из Красноярского края стараются в первую очередь отдать российским родителям, и только если это не удается, отдают иностранцам. — Только через семь месяцев после занесения сведений о ребенке в банк данных в случае невостребованности его российскими гражданами ему начинают искать иностранных приемных родителей. Однако мы прилагаем все усилия, чтобы оставить ребенка в нашей стране: размещаем информацию в СМИ, проводим специальные акции, даем социальную рекламу, — утверждает Владимирова.
Она также отметила, что иностранцам в принципе не отдают новорожденных детей. — Самые востребованные иностранными гражданами — дети от года до трех лет. Российские усыновители преимущественно усыновляют детей до года. В целом же нас радует статистика усыновления за последние несколько лет — она показывает, что усыновление детей российскими родителями все больше преобладает над усыновлением за рубеж, — говорит Татьяна Владимирова.
Статистика усыновления красноярских детей российскими и иностранными семьями
|
Иностранные граждане |
Российские граждане |
2008г. |
157 |
179 |
2009г. |
137 |
207 |
2010г. |
133 |
204 |
Между тем, очередь иностранцев за красноярскими детьми из года в год не иссякает. Как правило, таких пар порядка 150-200 в год. Например, в этом году их уже около 100, к концу года, вполне вероятно, число удвоится. Процедура усыновления для иностранцев жестче, чем для россиян, и может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
— После регистрации документов иностранные граждане ожидают от министерства образования и науки края информацию о ребенке, подлежащем усыновлению в соответствии с их пожеланиями, указанными в заявлении. Получив эту информацию, иностранная семья приезжает для личного знакомства с ребенком и подписания необходимых документов. Встречи иностранцев с детьми обязательно проходят в присутствии сотрудников учреждения и представителя органов опеки и попечительства Он смотрит, как происходит контакт, есть ли он в принципе. Затем будущие родители подписывают нотариально заверенное согласие на усыновление и подают документы в суд с просьбой об усыновлении. В исковом заявлении иностранные граждане могут просить об изменении имени и фамилии ребенка, объясняют мотивацию усыновления и т.д. Такого рода дела рассматривает только Красноярский краевой суд, и судьи, как правило, пристрастно опрашивают потенциальных родителей, — утверждает Владимирова. В суде же родители дают расписку в том, что осведомлены о состоянии здоровья ребенка и осознают все возможные риски, связанные с его усыновлением.
За рубеж отдают детей наркоманов и алкоголиков
По словам Татьяны Владимировой, большинство иностранных усыновителей — пары в возрасте от 40 лет. Как правило, бездетные, хотя бывает, что в семье уже есть приемные дети. Случается, что начав процедуру усыновления, некоторые пары потом от нее отказываются. Обычно это бывает при отсутствии контакта с ребенком или по его медицинским показаниям. В этом случае родители просят найти для них другого ребенка либо вообще забирают свои документы. Татьяна Владимирова констатирует, что большинство детей, подлежащих усыновлению, имеют серьезные отклонения в здоровье: у детей, усыновляемых иностранными гражданами, отягощенная наследственность. Их родители обычно алкоголики, наркоманы, ВИЧ-инфицированные, имеющие психические расстройства и заболевания.
Говоря о прошлогоднем скандале с красноярским ребенком, усыновленном в США, Владимирова пояснила, что это был как раз тот случай, когда мальчика усыновили в двухлетнем возрасте, и через несколько лет у него проявились отклонения в развитии. Его приемные родители заявили, что доктора им не разъяснили возможные риски усыновления. — Дело в том, что в таком возрасте у ребенка невозможно прогнозировать динамику имеющихся заболеваний и то, как проявится наследственность. Однако мы, со своей стороны, дали о мальчике полную информацию, и родители, безусловно, были осведомлены об имеющихся у него диагнозах. Семья предъявила судебный иск американскому агентству, а не российской стороне. Более того, родители не отказались от ребенка и продолжают его воспитывать, — пояснила Татьяна Владимирова.
В Ирландию детей не отдадим
В США соглашение об усыновлении уже вступило в силу — с момента подписания его госсекретарем Хилари Клинтон. У нас договор должен еще пройти процедуру ратификации. Уже в ближайшее время начнется подготовка аналогичных соглашений с Израилем, Испанией, Германией, Великобританией, Мальтой и др. Кроме того, как заявил Павел Астахов, сейчас готовится поправка к семейному кодексу, согласно которой усыновление российских детей будет возможно лишь в страны, подписавшие с Россией договор об усыновлении. «Пока что из всех государств, с которыми мы намерены заключить соглашение, отказ получен только от Ирландии», — заметил детский омбудсмен.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru