В каждой третьей автомобильной аварии, случившейся в Красноярском крае, виноват водитель-новичок. ГИБДД уже устала стенать по этому поводу. Однако автошколы продолжают выпускать на дороги «сырой материал». При этом и руководство ассоциации автошкол, и представители надзорных органов в области образования только разводят руками — заставить автошколы качественно обучать курсантов они не в силах.
В Красноярске прошел очередной круглый стол на тему качества обучения в местных автошколах. Итог стандартный — все по-прежнему плохо, и сделать мы ничего не можем, хотя и стараемся.
— Положительные сдвиги все же есть. Если, например, говорить с точки зрения материальной базы, то школы имеют на сегодня новые автомобили, тренажеры, обучающие компьютерные программы. Отстает оснащение в плане оказания первой медицинской помощи, но и этот вопрос решается. Однако существует одна глобальная проблема — невыполнение образовательных программ подготовки водителей, — заявил руководитель службы по контролю в области образования Красноярского края Владимир Шишмарев.
Вот так — все у нас есть, но обучаем мы все равно через пень-колоду.
Мухлюют все — и автошколы, и курсанты
Что означает «невыполнение программ подготовки»? Это значит, например, что вместо установленных минимальных 50 часов практической езды курсант по факту «отъезжает» гораздо меньше. Как это происходит, корреспонденту Newslab.ru рассказала курсантка одной из автошкол. — Я беру в день четыре академических часа — по 45 минут. Иначе говоря, я должна ездить три полных «обычных» часа. Однако инструктор каждые полчаса делает паузу на перекур и «на потрепаться» с другими инструкторами, что занимает у него всякий раз минут по десять. Плюс к тому занятие часто начинается с опозданием, а минут за 20-30 до положенного окончания инструктор начинает скулить и норовит «финишировать». Получается, что по факту вождением я занимаюсь от силы часа два вместо положенных трех, — поясняет девушка.
Однако потом, в документах будет прописано, что курсант отъездил положенные ему 50 часов. И вывести на чистую воду автошколу крайне сложно — в распоряжении проверяющих только отчетные документы, в которых, как уже отмечено, придраться не к чему. Владимир Шишмарев рассказал о нескольких случаях, когда это удалось сделать — по документам выходило, что один инструктор в одно и то же время проводил занятие сразу с несколькими курсантами.
— Надо отметить, что курсанты отчасти сами виноваты в такой ситуации. Многие ведь приходят не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы просто получить права. Им лишь бы заплатить поменьше, но получить заветные «корочки». Вот они и расписываются в том, что отъездили положенные 50 часов, хотя на самом деле этого не было, — говорит Шишмарев.
Народ не хочет платить за качество
Традиционно больная тема — соотношение цены и качества обучения. Сейчас выучиться на права в Красноярске в среднем стоит около 15 тыс. рублей. Директор автошколы КАР Татьяна Чомариан говорит, что таких низких цен нет ни в одном регионе, кроме нашего. — По моим сведениям, минимальная стоимость обучения сейчас установлена в Нижнем Новгороде — 23 тыс. рублей. В остальных областях — 25 тыс. и выше. Разумеется, не считая Москву, где стоимость обучения доходит до полтинника, — утверждает Чомариан.
Участники рынка считают, что и в Красноярске услуги автошкол должны оплачиваться так же. — По моему мнению, стоимость обучения нужно поднимать раза в два, не меньше. 25 тысяч — это минимум, от которого она должна только начинаться. Скажем, если курсант хочет обучаться на авто премиального класса — «Мерседесе», «БМВ» — это должно стоить еще выше, — заявляет директор автошколы «Автэкс» Надежда Щербанева.
Свою позицию предприниматели объясняют просто — за качество нужно платить. Дескать, если вы хотите качественного обучения, будьте готовы выложить за него серьезные деньги. Или не жалуйтесь, что за вашу «пятнацаху» вас и теории толком не научили, и поездить вволю не дали, и инструктор дышал перегаром и матерился.
Руководители автошкол говорят, что люди сегодня сами голосуют рублем за некачественные услуги. Они стараются найти там, где дешевле, а не там, где качественнее. Этим пользуются недобросовестные организации, которые обещают курсантам водительские права без проблем за 12 и даже за 10 тыс. рублей. В результате оголтелого демпинга, цены на услуги вынуждены снижать и солидные организации. В итоге, у нас страдает общий уровень подготовки водителей.
Однако у потребителя своя позиция на этот счет. И тоже вполне логичная. Он говорит: вы мне наперед покажите сервис, за который я готов буду заплатить, а потом обзывайте скупердяем. А сейчас, простите, за что я должен выкладывать свои кровные?!
— В автошколе, где я обучаюсь, автодром разбит в «хлам», разметка на нем нанесена неправильно, о чем предупреждают сами инструкторы. С машиной — как повезет: сегодня попадется нормальная, завтра — рухлядь. Представьте, на одной из машин у меня при выполнении упражнения «горка» отвалился рычаг ручного тормоза. Это при том, что учусь я не в какой-то «шараге», а вполне серьезной, известной в городе автошколе, — рассказывает все та же курсантка.
Пока не будет единых правил — будет бардак
Владимир Шишмарев признался, что государственные надзорные органы сейчас не в состоянии в одиночку навести порядок на рынке автошкол. — Во-первых, законодательство сильно ограничивает периодичность, продолжительность и содержание проверок, которые мы можем применить к организациям. Такие правила установлены у нас в виду поддержки малого и среднего бизнеса. Как уже отмечалось, мы можем проверить лишь документы. А по ним всегда все в порядке, они не отражают реального положения дел в организации. Во-вторых, негативную ситуацию во многом порождают сами курсанты — руководствуясь только ценой, они формируют спрос на некачественную услугу. Этот спрос, в свою очередь, провоцирует недобросовестных участников рынка, которые стремятся его удовлетворить. И никакими запретительными мерами тут не поможешь, — поясняет Шишмарев.
По словам чиновника, в отрасли необходимо общественно-профессиональное регулирование, для чего сейчас предлагается ввести добровольную аккредитацию автошкол. По замыслу, она должна стать для потребителя в некотором роде знаком качества, свидетельствовать о гарантированном уровне услуг.
Идея вроде бы неплоха, но реализовать ее непросто. По словам председателя ассоциации автошкол Красноярского края Константина Медведева, местный рынок перенасыщен автошколами и уговорить их всех начать играть по единым правилам, задача крайне сложная. — Например, у нас есть филиалы федеральных автошкол, руководство которых так и говорит: извините, наша «голова» в Москве, она и думает, как нам обучать, какие цены устанавливать и т.д. С вами нам договариваться не о чем. Есть и местные организации, которым тоже не нужны никакие аккредитации. Мол, зачем? Мы и так нормально работаем, ни от кого не зависим, — говорит Медведев.
Среди руководителей автошкол действительно нет единого мнения по поводу аккредитации. Так, Татьяна Чомариан считает, что она необходима. — Пока все школы не будут подчинены единой системе контроля, на рынке будет царить бардак и низкое качество услуг, — уверена Чомариан.
А вот ее коллега Надежда Щербанева полагает, что толку от аккредитации никакого. — Я не против аккредитации, как таковой, но я не понимаю, какой эффект она даст. Очевидно, что она объединит автошколы, которые и сейчас стремятся к качественному оказанию услуг. Что для них изменится? Ничего. С другой стороны, недобросовестные организации тоже никуда не денутся, просто они не станут проходить аккредитацию. Ну и что? Как работали, так и будут работать. Вот и получается, что ни для кого ничего не изменится, — поясняет Щербанева.
Так или иначе, Константин Медведев заверил, что ассоциация продолжит продвигать идею добровольной аккредитации автошкол. Владимир Шишмарев, со своей стороны, пообещал в этом государственную поддержку. А будет ли результат, когда и какой, — на этот вопрос участники круглого стола не ответили.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru