Стукачество у нас всегда почиталось восьмым смертным грехом. Но, видимо, хамство и беспредел на дорогах настолько достали народ, что он уже готов опуститься до этой крайности, лишь бы всякие идиоты не садились за руль. И вообще, кто тут говорит про стукача? Человек всего лишь проявляет активную гражданскую позицию.
По всей стране управления ГИБДД заваливают жалобами, фото- и видеоматериалами, на которых зафиксированы нарушения правил теми или иными участниками движения. Гаишники такую инициативу только приветствуют. Вот, например, питерская ГИБДД даже опубликовала официальное обращение к водителям: «Мы обращаемся к вам с просьбой проявить активную гражданскую позицию. Не оставляйте без внимания грубые нарушения правил дорожного движения! Фиксируйте такие факты на фотоаппараты, видеокамеры мобильных телефонов, автомобильные видеорегистраторы».
Стучите, Шура, стучите
Казалось бы, в самой природе русского человека заложено стремление решать вопросы самостоятельно и немедля. Скажем, подрезал тебя какой-то урод на дороге. Так зачем куда-то звонить, жаловаться, если можно его догнать, на ходу открыть окно и обозвать козлом? Да так, чтобы вся улица услышала. А можно вообще «выцепить» на светофоре и настучать по башке. А соседу, который припарковался на твоем законном месте, колеса проколоть. Так нет же, все теперь культурные стали: снял втихаря на мобилу, как твой же собрат-водитель сплошную пересек, и отправил куда «следовает». Все-таки испортили народ все эти новомодные гаджеты — мобильники, видеорегистраторы и пр.
Хотя, если серьезно, тема совсем не смешная. Количество дураков на дорогах растет пропорционально числу машин. И надо что-то с этим делать, причем, не только гаишникам, но и всем нормальным людям.
Главный редактор еженедельника «Шанс-Авто» Александр Август считает, что информацию о нарушителях ПДД надо каким-то образом обнародовать. — Сплошь и рядом люди выезжают на занятый перекресток, едут на «красный», паркуются на газонах. А возьмите таксистов, которые стоят прямо на автобусных остановках! Речь идет даже не о нарушениях правил, а об отсутствии элементарной культуры вождения, хамстве, идиотском поведении на дороге. С этим необходимо бороться. Думаю, неплохо было бы сделать, скажем, интернет-портал, куда можно выкладывать видео с нарушителями. Пусть люди видят, кого надо опасаться — и гаишники, и другие водители. Никакого стукачества я в этом не вижу. Зато беспредела на дорогах, может, стало бы меньше, — говорит Август.
Ведущий программы «Коробка передач» Владимир Перекотий также полагает, что все разговоры о стукачестве в данном случае — проявление ложной морали. — Если ты сообщил, что едет пьяный или неадекватный водитель, то ты сделал добро и себе, и родине, и согражданам. Потому что количество уродов на дорогах надо как-то уменьшать. А каждый, кто говорит, что «стучать» плохо, пусть представит, что этот пьяный урод потом собьет его сына или дочку, маму или папу. Думаю, этот человек изменит свое мнение, — считает Перекотий.
Не путать гражданскую позицию с доносом
В краевой ГИБДД говорят, что инициатива «стучать» друг на друга похвальна. И красноярцы уже втянулись в это занятие. По словам старшего инспектора по пропаганде краевого УГИБДД Галины Кругловой, если бы гаишники отрабатывали каждый донос или жалобу по полной программе, на дорогах их бы не было, все занимались бы бумажной работой.
— Однако не все так просто. Для того чтобы возбудить делопроизводство, жалобы, фото- или видеоматералов недостаточно. Закон требует, чтобы от гражданина поступило заявление с точным указанием времени, места, обстоятельств происшествия. Только в этом случае мы можем возбудить дело, принять меры. Если этого нет, материалы бессмысленны, дело в суде развалится. Даже если мы примем факт к сведению и вынесем какое-то решение, человек может сказать: извините, а на каком основании? Вы докажите, что это был я. И вообще, доносчик — мой злейший враг и решил мне вот так напакостить, — поясняет Круглова.
Она добавила, что лишь в исключительных случаях инспекторы ГИБДД реагируют независимо от того, поступило ли заявление. — Обязательно проверяется информация о водителях, лишенных прав, тех, кто ездит пьяными, и тех, кто не имеет прав на вождение. Например, душевнобольных. Также обязательно проверяется любая информация об общественном транспорте, — говорит Круглова.
Заявления наши граждане, как правило, писать не хотят. Зачем «светиться»? Да и вообще, хлопотно это. Анонимка-то проще и спокойней. И в этом месте гражданская позиция «легким движением руки» превращается в донос.
— С одной стороны, мы движемся в сторону государства, в котором люди тесно сотрудничают с административными органами. И это, наверное, правильно. Но с другой — у нас часто даже самые благие намерения искажаются и оборачиваются злом. Так и в этом случае: возможность проявить гражданскую позицию используется порой как инструмент доноса на конкретного обидчика, — подытоживает председатель красноярского отделения «Федерации автовладельцев России» Павел Стабров.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru