Отсутствие транспортной инфраструктуры — ключевая проблема освоения Арктики и материковых заполярных территорий. Способы решения этой проблемы стали одной из главных тем на проходящей в Красноярске российско-канадской конференции. Участники обсудили перспективы мореходного сообщения, дорожного строительства, а также утвердили международный комитет по реализации проекта «Северный воздушный мост».
Хабу быть
Возможно, идея создания авиационного хаба, с которой Красноярск уже было распрощался, все-таки будет реализована. С подачи канадцев, которые выразили готовность соединить кроссполярным воздушным мостом аэропорт «Емельяново» и аэропорт канадской провинции Манитоба. Как выразился замминистра регионального развития России Александр Викторов, «такая структура воздушных трасс принесет значительные экономические выгоды для пассажиров и авиакомпаний за счет уменьшения полетного времени между странами Северной Америки и Юго-Восточной Азии».
Канадцы не скрывают, что преследуют в первую очередь коммерческий интерес. Их чрезвычайный и полномочный посол в России Джон Слоан заявил, что правительство Манитобы будет радо ассоциировать свою экономическую деятельность с Красноярским краем.
— Канадцы уже представляют себя крупным логистическим центром Северной и Центральной Америки. Выгода Красноярского края в том, что он может стать таким же центром для стран Юго-Восточной Азии, — пояснил посол по особым поручениям МИД России Антон Васильев.
В принципе, о выгоде кроссполярных перелетов говорится уже давно, и, более того, они уже осуществляются. Так, в 2010 году через Арктику было совершено более 9,5 тыс. перелетов. Однако есть серьезная проблема, тормозящая развитие кроссполярных перелетов: полеты в Арктике пока выполняются без гарантированной связи. Над ее территорией есть «слепые» зоны, когда в течение нескольких часов самолеты недосягаемы для диспетчерских служб. — Сейчас ведется работа по созданию специализированной системы космической связи на эллиптической орбите. Предполагается, что она будет создана на внебюджетной основе, работать по принципу самоокупаемости и оказывать услуги связи во всей арктической зоне, — заявил Александр Викторов.
Первое заседание по реализации проекта «Северный воздушный мост» прошло 21 ноября в Красноярске. В результате был утвержден российский состав комитета проекта, в который вошли представители нескольких федеральных министерств, члены правительств Санкт-Петербурга и Красноярского края. Руководителем стал краевой министр промышленности и энергетики Денис Пашков.
Относительно реализации проекта, Антон Васильев предположил, что она начнется в 2013 году, когда председателем Арктического совета станет Канада (сейчас им является Швеция).
Мореходные и сухопутные проекты
Второй масштабный совместный проект развития транспортной инфраструктуры Арктики — мореходный «Арктический мост», соединяющий торговые морские порты Мурманск в России и Черчилль в Канаде. Цель проекта — увеличение и оптимизация грузооборота между странами. Пилотный рейс по этому маршруту был совершен еще в 2007 году российским судном. — Он доказал экономическую целесообразность использования маршрута: суда получают обратную загрузку, позволяя при этом грузоотправителю существенно снизить транспортные расходы на фрахт. Сейчас этот проект также активно разрабатывается, в частности, ведется анализ товарных рынков для осуществления торговых операций в рамках «Арктического моста», — заверил Александр Викторов.
Кроме того, страны начали сотрудничество по проекту Морского государственного университета им. адмирала Невельского — «Создание совместного предприятия по разработке и производству арктических мореходных вездеходов на воздухоопорных гусеницах». Предполагается, что эти вездеходы будут использоваться для разгрузки судов через необорудованный берег, обслуживания и снабжения исследовательских баз и буровых установок, спасательных работ, а также в качестве «общественного» транспорта — для перевозки населения в труднодоступных местах.
Наконец, российская сторона планирует перенять опыт канадцев в области заполярного дорожного строительства. Так, в Якутии сеть автодорог будет расширена с использованием канадской технологии «холодный асфальт». Она применяется в строительстве и ремонте дорог в условиях экстремального климата — при температуре до минус тридцати семи и неблагоприятных погодных условиях. От обычной технологии изготовления асфальта он отличается тем, что в битум вводят специальную химическую добавку, позволяющую класть дорожное полотно при низких температурах и без предварительной подготовки и грунтования.