Главная
>
Статьи
>
«Безымянная звезда» в Красноярском музыкальном театре

«Безымянная звезда» в Красноярском музыкальном театре

08.12.2011
5

Что вы знаете о Румынии? Не спешите хвататься за осиновый кол и включать кондиционер на полную мощность. В этой стране есть не только вампиры, цыгане, призрак Чаушеску и фантастически душное лето, но еще и яркая национальная литература. Не слышали? Быть такого не может! Вот, например, по пьесе «Безымянная звезда» Михаила Себастиану его тезка, режиссер Михаил Козаков, снял очень трогательный фильм. Вообще, этот трагикомический сюжет румынского автора оказался востребован на театральных подмостках — «Звезду» в нашей стране ставили в театре Товстоногова, во МХАТе, в питерской «Рок-опере» и много еще где. А этой осенью пришла очередь и Красноярского музыкального театра.

Мюзикл Николая Покотыло «Безымянная звезда» с отличным от оригинального текста либретто и изящной музыкой Марка Самойлова оставляет на удивление приятные впечатления. История про застенчивого учителя астрономии, который открыл звезду в созвездии Большой Медведицы, а потом назвал её в честь случайно встреченной им девушки — пожалуй, самая добрая и элегантная премьера этого театрального года.

Все действие мюзикла происходит в маленькой квартире Марина Мирою, школьного учителя, заваленной книгами и картами звездного неба. Здесь кухня по совместительству — еще и душевая, окна плотно зашторены занавесками, чтобы не подглядывали любопытные соседи, а мансарда — это импровизированная обсерватория. Именно оттуда, где так удобно наблюдать за звездами, а вовсе не через дверь, появится единственная настоящая звезда в жизни Мирою — певичка Мона, подружка столичного пижона, которую высадил в этом захолустье проходящий поезд. Пусть у бедняги-астронома нет даже подзорной трубы — такую красоту не проглядеть и невооруженным глазом. Избалованная штучка остается у учителя на ночлег, но, конечно же, на следующий день покидает его. Люди слабы духом, а звезды никогда не отклоняются от однажды выбранной траектории, подсказывает нам Кеплер.

Такая вот простенькая, мелодраматичная и по-хорошему смешная пьеса. Шутки здесь так беззлобны, что публика начала реагировать на них лишь минуте на двадцатой спектакля. «Вы сами штопаете себе рубашки! И носки!» — обвиняющее заявляет старая дева мадемуазель Куку, а Мирою сконфуженно буркает в ответ: «Это уже гнусно!». Главный герой — действительно милый, немного чудаковатый человек, и все остальные персонажи тоже милы и чудаковаты, как звездочки на карте из детского атласа. Уютный мирок учительского дома норовят нарушить то любопытные соседи, которых приходится отгонять керосиновой лампой, как толпу зомби, то школьницы, то нахальный визитер из Бухареста — и каждое из этих вторжений ты невольно принимаешь близко к сердцу. Слишком уж коротко то счастье, которое выпадает на долю главных героев.

Увы, во втором действии наступает такой промежуток времени, когда становится скучно. По неслучайному совпадению в это самое время Григ, содержатель Моны, угрозами, лестью и насмешками убеждает её вернуться в Бухарест к беззаботной и богатой жизни. Здесь становится ясно, что, удачно попав в типажи, создатели спектакля промазали в нескольких актеров. По-настоящему убедителен только исполнитель главной роли Виктор Елизаров. Юлия Погодаева прекрасно поет, но весь спектакль играет одну и ту же эмоцию, Валерий Бурдик хорош в роли напористого и грубоватого Грига, но заметно проигрывает голосом по сравнению с другими. Излишне позерствуют актеры балета — несмотря на то, что в своих фривольных костюмчиках сверкающих звезд, школьниц или распущенных девиц из столицы они и так привлекают много зрительского внимания. Вообще, хореография в спектакле интересная, но немного размашистая — танцоры на премьерном показе несколько раз натыкались на декорации. Все это с точки зрения театральной астрофизики не совсем корректно...но удивительным образом общего настроения от спектакля не портит.

Да, неизбежно не очень уместное, но все равно напрашивающееся сравнение с фильмом — мюзикл ощутимо уступает ему в психологизме и плотности драматического действа. Вместе с исключенными кусками текста пропала и авторская ирония по отношению к главному герою, который ведь столь же кротко принимает любые удары судьбы, как и Мона и, по сути, является её двойником. Логично поэтому, что здесь финал вышел лирическим, а не трагикомедийным. С другой стороны, у режиссера получился действительно неплохой по всем статьям мюзикл, а это для нашего города — событие уникальное и очевидным образом заслуживающее внимания.

Хотел резюмировать историей, которую рассказывают все, кто хоть что-то пишет про любую из «Безымянных звезд» — как Михаил Себастиану работал на железнодорожной станции, очищал рельсы от снега и придумывал типажи для героев будущей пьесы. По вечерам он много смотрел на звездное небо, слушал гудки проносящихся мимо поездов и думал о чем-то грустном. Поездов в спектакле музыкального театра нет, зато звезд — с преизбытком, и грусть тоже появится, не сомневайтесь. Светлая.

ЗЫ. Я писал эту рецензию, а в это время в Москве на Триумфальной полицейские дубинками избивали моих коллег, товарищей и еще многих совершенно незнакомых людей, в твиттере бушевал адЪ, а федеральное телевидение было невозмутимо, как звездное небо. Все это было так досадно и так несправедливо, что мелькнула у меня странная мысль: уподобить Мону, которая рада была бы остаться в гостеприимном захолустье, да не хватает у неё на это смелости, многим из нас с вами. Потом я решил не мешать искусство с политикой, потому что не до светлой грусти будет. Но...ведь каждой хорошей пьесе можно придумать социальный подтекст? Как вы считаете?

Евгений Мельников
фото с официального сайта Красноярского музыкального театра

Рекомендуем почитать