Главная
>
Статьи
>
Игорь Агамирзян: «Под лежачего инноватора вода не течет»

Игорь Агамирзян: «Под лежачего инноватора вода не течет»

На Красноярском экономическом форуме генеральный директор и председатель правления ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Рубенович Агамирзян выступил модератором панельной дискуссии «Инновации», а также принял участие в заключительном пленарном заседании. В плотном графике он нашел возможность для эксклюзивного интервью интернет-газете Newslab.ru, в котором рассказал, какие отечественные фильмы скоро выйдут в прокат и чем российский предприниматель отличается от американского. Причем в пользу второго.

Об инновациях всем, о венчурном инструменте — некоторым

Венчурные инвестиции, бизнес-ангелы — отличные вспомогательные инструменты для создания бизнеса. А можно ли создать бизнес без инвестиций?

Конечно, можно. Это зависит от стадии развития той индустрии, в которой создается бизнес. Как правило, бизнесы, которые определяют самый первый этап развития новой индустрии, они, как принято говорить, «bootstrap». В дословном переводе это означает — вытягивание самого себя за шнурки от ботинок. Соответственно, такие бизнесы растут без инвестиций достаточно долгое время.

За счет чего?

Игорь Рубенович АгамирзянЗа счет того, что на новых рынках практически неограниченный спрос и нет конкуренции. Соответственно, при выходе новых бизнесов на новые рынки компания с самого начала хорошо зарабатывает, потому что ее предложение уникально. Практически каждая индустрия начиналась с того, что что-то делалось в гараже и в сарае. Это всегда короткое окно возможностей, но в этом окне можно с нуля начать бизнес.

Есть ощущение, что венчурные инвестиции — тема полузакрытая, о ней мало что слышно. Создается впечатление, что она очень специализированна, не для всех. Нужно ли просвещать массы?

Профессиональными финансовыми инструментами должны заниматься профессионалы. Не зря существует понятие квалифицированного инвестора. Венчурная инвестиция — это конкретный финансовый инструмент в решении определенных задач. А именно обеспечения эффективных механизмов финансирования определенного типа компаний на определенном этапе их развития. Поэтому такие инструменты важны и интересны профессионалам — тем, кто занимается этим всерьез. Реально, о чем можно и нужно говорить, — о системе инновационно-технологического предпринимательства. Это вся совокупность бизнесов, компаний, людей, которые обеспечивают создание и разработку новых продуктов, технологий, сервисов на конкретном рынке, продвижение, консультации, обучение и так далее.

Тема малого и среднего бизнеса. В Красноярске — это преимущественно сферы торговли и развлечений. В них применимы инновации?

Инновации, как известно, далеко не обязательно технологические. Есть масса инноваций организационных. Есть новые бизнес-модели, и они могут быть важнее, чем технологические инновации. Другое дело, что бизнесы, базирующиеся на предложениях сервиса — торговые, ресторанные — они очень интересны с точки зрения своей новизны бизнес-модели, но они плохо масштабируются. Реально крупные ресторанные сети — это, как правило, франшизы. У них нет нелинейного возврата инвестиций. А те бизнесы, которые целесообразно финансировать через механизмы венчурного инвестирования — это бизнесы, где можно получить нелинейность на возврате инвестиций в зависимости от потребляемого ресурса. Если мы строим такую компанию, где есть прямая зависимость между объемом бизнеса в денежном выражении и количеством сотрудников — это не венчурный бизнес.

Возврат инвестиций насколько разнообразный может быть? Вот эти «спасибо» от бизнеса — это исключительно деньги?

Для венчурного инвестора это, конечно же, деньги. Инвестор инвестирует и на этом зарабатывает, это его бизнес. Если инвестор не будет получать возврата на свои инвестиции, то он умрет с голоду (смеется). Только деньги. Здоровье за венчурное инвестирование не купишь. Скорее испортишь.

Скромные успехи

В одном из интервью вы рассказали о том, что делаете телепрограмму о венчурных инвестициях на телевидении...

Уже полтора года мы ведем телепрограмму на России-24. Она скорее не про то, что мы делаем. Она про истории успеха разного типа российских компаний, исследователей, институтов, проектов — всех тех, кто связан с системой инновационно-технологического предпринимательства. В хорошем смысле это пропаганда, популяризация инновационной деятельности, изобретательства. Очень важно, чтобы люди понимали, что это социальный лифт — то, на чем можно сделать деньги и стать обеспеченным и уважаемым человеком. Чтобы они понимали — чтобы стать богатым, необязательно воровать и быть бандитом. Иногда это можно сделать своей головой. Есть люди в нашей стране, которые своим умом заработали больше тех, кто сделал это воровством и спекуляцией.

В продолжение вопроса: США славятся тем, что продвигают свои истории успеха в больших полнометражных фильмах. Есть ли у вас такие мысли?

Есть. Но открывать их пока не буду.

Но это истории о российских компаниях?

Да.

А таких историй много?

Нет. Их мало, их очень мало, но они есть.

Насколько важен для инвестора выход компании на международный уровень, на мировые рынки? Или же можно достичь результата, даже если объект вложений варится в собственном соку — в своем городе, регионе, стране?

Инвесторы бывают разные, равно как и компании. Есть инвесторы, чьи амбиции ограничены определенными объемами, рынками и так далее. В последние годы в России самая успешная модель бизнеса — это когда берется модель с Запада и переносится сюда. Особенно это касается интернет-проектов. И такие бизнесы, как правило, простые, легко просчитываемые. В этом смысле они привлекательны для инвестора, с почти гарантированной результативностью. Но ведь понятно, что такие бизнесы не могут стать прорывными, они местечковые. Реальные же бизнесы с большим потенциалом, безусловно, должны быть ориентированы на глобальные рынки.

Есть ли пошаговый механизм для компании, чтобы заинтересовать венчурного инвестора? И что нужно сделать человеку, который только решил начать бизнес, чтобы ему дали денег?

Для начала ему нужно научиться продавать себя. Показать, что у него есть потенциал, понимание, идея, команда, пассионарность. Под лежачего инноватора вода не течет. В значительной мере это такой ментальный вопрос. Патерналистские традиции, которые у нас в государстве существовали всегда и продолжают существовать, препятствуют большой активности. Сравнивая ребят из стартапов наших партнеров по инновационным зонам из США и наших ребят... Там люди, которые начинают заниматься предпринимательством, продвигают свою идею — они не стесняются. Они готовы, за пуговицу схватив человека, начать ему объяснять. И не отпустят, пока он не даст денег. А у нас с этим не так. Наш предприниматель на удивление пассивен. Он часто ждет, что ему все принесут на блюдечке с голубой каемочкой.

Почему? Просто хочется понять — это такой менталитет или же банальное отсутствие опыта и примеров?

Думаю, они привыкли, что им все во всем обязаны. В капиталистическом обществе никто никому ничем не обязан. А традиции, идущие от советского периода нашей истории — они приводят к тому, что у нас много как раз таких людей, которые считают, что им все всё должны. На самом деле ты должен только сам себе и своим близким. И еще немножко государству (смеется).

Можете ли простыми словами, как говорится, чтобы любая бабушка поняла, рассказать о миссии «Российской венчурной компании»?

У нас формально определенная миссия. Не совсем простыми словами, но смысл-то очень простой — мы работаем на то, чтобы создать систему, при которой наше собственное существование будет ненужным. Когда система самоподдерживающаяся, саморазвивающаяся, институт развития не требуется. Мы нужны для того, чтобы дать толчок рынку, после чего он станет развиваться, не зависимо от нас и от государственного участия. Государство же должно взять на себя роль регулятора — управлять процессом, но не участвовать в нем напрямую.

Есть ли в России рынки, которые уже живут по этому сценарию?

Конечно, например, рынок информационных технологий. Компьютерный рынок в 90-е годы сложился у нас без всякого вмешательства государства, без советского наследия, без влияния транснациональных корпораций и по международным стандартам. И сегодня он, с точки зрения своих бизнес-моделей и бизнес-стандартов, наиболее зрелый и технологичный в стране.

Получается, там, где не вмешивается государство, все становится хорошо?

У меня нет однозначного ответа. В определенных ситуациях задача государства — это не мешать. В других — стимулировать. Но и стимулировать можно разными способами — кому-то помогать, а кому-то создавать невыносимые условия для существования. Но главная роль государства все-таки регуляторная.

Рекомендуем почитать