Главная
>
Статьи
>
Захватчики ремонта

Захватчики ремонта

09.04.2012
9

Стихийный рынок отделки и ремонта в Красноярске начинает приобретать цивилизованные формы. По словам представителей компаний, крупные и средние фирмы занимают уже около 40% рынка. Остальные — по-прежнему частные бригады, которые, как правило, юридически нигде не зарегистрированы. Впрочем, это не мешает и тем и другим состоять в основном из выходцев из стран СНГ.

В справочной компании 2gis запрос «ремонт квартир» выдает 431 организацию. Примерно столько же работает в городе, не имея названия и не платя налоги. Но зарабатывают при этом все — заказов хватает с лихвой. Весь объем отделочников и ремонтников делится: на компании, состоящие из директора, прораба и постоянной бригады; на незарегистрированные бригады; на компании, состоящие из директора и постоянно меняющихся бригад, которых нанимают под конкретный заказ. В последнем случае издержки фирмы минимальны — собственно, исключительно на зарплату руководителя. Есть также четкое деление среди компаний и бригад по уровню ремонта. Одни специализируются на эконом-классе — общественные здания, детские сады, школы и офисы, другие на «элитке» — дорогие квартиры, коттеджи и кабинеты начальников. Есть также и те, в чьи интересы входят любые заказы — это обычно крупные фирмы, имеющие в штате от 10 специалистов разной направленности.

Как правило, на этом рынке нет различий между отделкой и ремонтом — бригады в основном многопрофильные. Если посмотреть на список услуг официальных компаний, то в нем есть не только отделка и ремонт, но и строительство коттеджей, дач, бань, гаражей.

Еще одна любопытная особенность рынка — относительная закрытость.

Спикеры разговаривать не отказываются, но вот указывать название компании и свои имя-фамилию большинство опрошенных не захотели, мотивируя это совершенно нерыночным аргументом: «Нам реклама не нужна». К слову, главная реклама для компаний по отделке и ремонту — «из уст в уста».

— Практически все наши заказы приходят от бывших клиентов, — рассказал директор одной из компаний, попросивший представить его Владимиром Ивановым. — Мы делаем хорошо, людям нравится, они советуют своим друзьям, знакомым, коллегам, компаньонам.

Что касается конкуренции, то она приобрела в этой сфере бизнеса необычную форму — конкурируют компании и бригады за счет опыта. Это следствие как раз того «рекламного» подхода, о котором говорилось чуть выше. Именно поэтому цена и качество в конкурентной борьбе здесь существуют совместно и никак не дистанцируются. Причем и первое, и второе объединяются как раз в понятие «опыт».

— Работу человек получает только за счет своего опыта и длительности работы на рынке, — говорит руководитель ремонтной бригады, также не захотевший публиковать название своей компании. — Только если он на рынке 5-7 лет, тогда он может успешно существовать, нигде особо не рекламируясь. В таком случае, выбирая тебя, заказчик уже не смотрит на цену. Все по рекомендации. «Вот эта бригада работает нормально» — это главная фраза от клиента. Тогда тебя передают из рук в руки, от заказа к заказу.

По словам этого директора, заходить на рынок очень тяжело. Это можно сделать только за счет существенного падения в цене. — Умный директор новой компании года полтора будет работать в ноль, если не в минус. И только после этого у него появятся клиенты, которые будут говорить ту самую волшебную фразу. В отделке и ремонте невозможно обеспечить постоянные заказы, если ты не работаешь минимум 5 лет.

На этом рынке существует несколько порядков цен — все зависит от категории ремонта. Бывает ремонт эконом-класса, бывает элитный из дорогих материалов. Однако ж среднюю цену назвать сложно — слишком много факторов могут на нее влиять.

— Каждый год моя компания повышает расценки на 10%, — рассказал Иванов. — Это не связано с удорожанием материалов. Это связано с удорожанием жизни в целом — каждый год инфляция среднем составляет 12%.

70 процентов всех работников на этом рынке — выходцы из средней Азии. «Это раньше было популярным, сейчас — это требование жизни», — говорят ремонтники и признают — с фирмами, где практически все работники гастарбайтеры, конкурировать другим крайне сложно.

— У меня 90% сотрудников — выходцы из средней Азии. У них меньше зарплата, соответственно, издержки компании меньше. Ну, и не хочу кивать на всех русских, но у гастарбайтеров хорошая дисциплина. А по качеству и опыту они ничем не уступают моим землякам, — признает Иванов.

Рекомендуем почитать