Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Белый верх, черный низ

Белый верх, черный низ

18.05.2012
29

Школьная форма в России была официально отменена 20 лет назад. Сейчас ведутся разговоры о ее возврате. Инициативу поддерживают Минобрнауки РФ, педагоги, родители, бизнес-сообщество, а также Минпромторг России – госзаказ на школьную форму поддержал бы отечественную легкую промышленность, пребывающую в упадке. Нужно ли возвращать школьную форму? Круглый стол на эту тему прошел в Красноярске.  

Форма создает имидж и прививает вкус

Мероприятие вышло представительным – собралось более десяти человек: директора школ и лицеев, представители городского департамента экономики и краевого Минобрнауки, психологи, предприниматели из текстильной промышленности Красноярска. Несмотря на такое обилие участников, дискуссии не вышло. Как оказалось, практически все они выступают за возврат к школьной форме, а аргументы можно сформулировать в нескольких тезисах:

  • школьная форма создает имидж образовательного учреждения, формирует у ребенка гордость за принадлежность к нему;
  • форма дисциплинирует и формирует толерантность – стирает различие между детьми из разных социальных слоев;
  • форма прививает у детей понятие дресс-кода – установленных правил ношения одежды, формирует вкус;
  • школьники концентрируются на конкуренции в плане учебы, а не внешнего вида;
  • у родителей отпадает головная боль – во что сегодня одеть ребенка;
  • текстильная промышленность города за счет госзаказа получает толчок к развитию.

В ходе обсуждения выяснилось, что в Красноярске есть школы, где форма не отменялась никогда.

– Когда по всей стране официально отменили форму, прежний директор нашей школы совместно с родителями приняли решение оставить ее. Сначала это была классическая советская форма, со временем, конечно, она изменялась. Сейчас, например, в уставе школы прописано: у девочек – темное платье, белый или темный фартук, у мальчиков – деловой костюм. Никакого отторжения у учеников форма никогда не вызывала и не вызывает, - рассказала директор лицея №2 Светлана Шабанова.

Единственной противницей школьной формы на круглом столе оказалась директор гимназии №1 «Универс» Елена Чиганова. – На мой взгляд, хороший вкус к одежде у ребенка вряд ли сформирует круглогодичное ношение одной и той же формы. Вкус формирует как раз частота и возможность разных комбинаций вещей. Да и то, что форма нивелирует социальное неравенство между детьми, тоже весьма спорный момент. Сейчас у них есть множество других способов показать социальный статус – часы, гаджеты и т.п. Вообще, как мне кажется, любое внешнее воздействие хуже инициативы изнутри. Школы должны сами решать вопрос обязательной формы. Хотя мы у себя тоже постоянно дискутируем на этот счет, советуемся с родителями, - заявила Чиганова. 

 Последнее слово за государством

Кто должен решить вопрос – быть или не быть школьной форме: школы, родители или государство? Участники круглого стола сошлись во мнении, что решение должно быть коллективным, но без административного пинка обойтись будет сложно.

– Согласно нашим опросам, в городах и крупных населенных пунктах 98% педагогов и родителей выступают за школьную форму. С небольшими оговорками, такими как, возможность вариативности, разная форма в зависимости от ступеней школы. Например, в начальных классах предлагается ввести единые комплекты, в старших – какие-то вариативные элементы, наподобие жилетов, блейзеров и т.п. Если же говорить про село, то там вопрос школьной формы вообще не поднимается. У сельских ребят зачастую стоит вопрос, в чем вообще пойти на уроки, а не то, достойно ли они будут выглядеть на фоне одноклассников, - говорит начальник отдела кадетских учебных заведений и работы с одаренными детьми краевого минобрнауки Лариса Пронченко.

По мнению директора по производству ОАО «Сибирская одежда» Ирины Нежуриной, решение о возврате к школьной форме должно быть принято на федеральном уровне. – Как производитель формы, часто бываю на школьных собраниях. И, как правило, большая часть родителей выступает за форму, меньшая – против. Дирекции школ сами решить вопрос не могут – они в любом случае ограничены мнением родителей. Получается, что последнее слово должно сказать государство. А на уровне школ, думаю, уже надо решать, какой именно будет форма, - полагает Нежурина.

Самих детей, как водится, никто особо не спрашивает. – По большому счету, детям это и не так уж важно. Работать надо именно с родителями, объяснять им выгоды возврата к школьной форме. Тем более что сейчас в школы приводит детей в основном то поколение родителей, которые сами учились без формы, - заявила преподаватель Красноярского технологического колледжа Нелли Крупина.

 Город поддержит производителей формы

Если представить, что обязательная школьная форма будет все-таки введена в школах, то возникает другая проблема – все вместе взятые предприятии легкой промышленности Красноярска не смогут обеспечить образовательные учреждения формой. Кто-то из участников круглого стола даже высказал опасение, что этот рынок мгновенно захватят вездесущие китайцы. Представители текстильной промышленности заявили, что в принципе они готовы нарастить мощности, но при условии, что им гарантирует помощь государство.

- Массовое производство школьной формы мы начали в 2007 году. За этот период цена на полушерстяную ткань увеличилась в два раза (согласно ГОСТу мы не имеем права шить форму из синтетических материалов). При этом цены на наши изделия мы незначительно подняли только в этом году. Сейчас самый дорогой комплект у нас стоит 2,5 тыс. рублей. Больше мы поднять не можем, потому что многие родители не смогут позволить себе купить детям форму. Сейчас рентабельность нашего бизнеса 14%. Это очень мало для массового производства. Средств для развития и наращивания объемов не хватает, - пожаловалась Ирина Нежурина.   

Замруководителя департамента экономики администрации Красноярска Ольга Голощапова пообещала, что муниципалитет готов помочь предпринимателям. – Мы понимаем, что производители школьной формы выполняют важную социальную задачу. Поэтому город будет разрабатывать целевые программы для их поддержки. В частности, возможна социальная аренда площадей и субсидии малообеспеченным родителям на покупку школьной формы для детей, - рассказала Голощапова.

Рекомендуем почитать