Главная
>
Статьи
>
Сергей Форостовский: «Художник — это охотник за впечатлениями»

Сергей Форостовский: «Художник — это охотник за впечатлениями»

18.06.2012
0

Накануне в поселок Шушенское Красноярского края отправилась делегация художников стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь мастера из Японии, Китая, Кореи, Монголии, а также азиатской части России (республик Бурятия, Хакасия, Якутия и Тува) проведут более десяти дней за работой на пленэре. Чем привлекли сибирские красоты заморских художников, в эксклюзивном интервью интернет-газете Newslab.ru рассказал руководитель творческой группы интерпленэра, красноярский художник Сергей Форостовский.

Международный художественный пленэр — насколько это частое явление для Красноярского края?

Сергей Форостовский

Ежегодно проводятся интерпленэры с участием художников из Испании, Франции, Голландии, Германии и других европейских государств. Международный проект такого уровня с участием художников из стран Азии проходит в Красноярском крае впервые по инициативе министерства культуры Красноярского края. Когда я узнал о проведении в Красноярске III Красноярского международного фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, предложил провести в эти же сроки интерпленэр с участием азиатских художников. К тому же, Красноярский союз художников довольно давно дружит с Китаем, а сам лично я знаком со многими корейскими и японскими художниками. Важно, что приехали не просто мастера, а социально значимые в своих городах и странах художники — преподаватели художественных институтов, директора музеев, редакторы журналов, председатели союзов художников. И мне кажется, что из этого проекта в дальнейшем вырастет еще более масштабный проект — у нас или же на территории одной из стран-участниц интерпленэра. К тому же, важно, что в этом проекте Красноярск сможет заявить о себе как о культурной столице Сибири в отношении изобразительного искусства.

Вы сами участвуете в подобных художественных проектах в других странах?

Члены Красноярского союза художников довольно часто участвуют в различных художественных проектах и обменах опытом. К примеру, недавно я вместе с красноярским художником Михаилом Бирюковым ездил на интерпленэр на Майорку. В сентябре в Доме художника откроется наша выставка «Графика солнца. Весна на Майорке».

Скажите, сама техника работы на пленэре подходит только художникам-пейзажистам?

Нет, работать на открытом воздухе и при естественном свете могут и мастера других художественных жанров. Вообще пленэр появился в начале 19 века благодаря английским художникам Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Они стали сознательно выходить за пределы мастерской, чтобы увидеть, как меняется состояние природы, работает цветовой спектр. Кроме того, техника получила широкое распространение среди французских импрессионистов, в их числе Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и Клод Моне. Все они внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. Художники-пленэристы в России во второй половине 19 — начале 20 веков — Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь и другие. Художник, работающий на пленэре, — это охотник за впечатлениями, поскольку в два часа дня природа имеет одну гамму красок, а в три часа уже представлена совершенно в иных тонах.

Где вы рисуете чаще всего где — в мастерской или под открытым небом?

Сергей Форостовский

Все зависит от задач, которые перед собой ставлю. Но, как правило, стараюсь проводить примерно одинаковое количество времени за работой в мастерской и на свежем воздухе. Рисовать мне интересно все — и камерный пейзаж, где, к примеру, куст отображается в воде, или же монументальный могучий Енисей, горы, архитектонику облаков... Я — пейзажист, и меня привлекает в этом смысле все: от камерности до масштабности.

Вернемся к интерпленэру, какие гости пожаловали в Красноярск?

Всего участниками проекта стали 20 профессиональных художников: Тошио Камада (Япония), Ван Чжун (Китай), Ганцацрал Сухбаатар (Монголия), Кун Фаньвэнь (Китай), Сон Сук Хи (Корея), Сасаки Хисатака (Япония), Александр Баранмаа (Тува), Евгений Болсобоев (Бурятия), Александр Кобыльцов (Хакасия) и др. Среди почетных гостей интерпленэра также директор Музея русского искусства в Харбине Лю МинСю (Китай) и главный редактор журнала «Искусство Кореи» Ли Мунха (Корея).

Более десяти дней участники проекта будут работать на юге края — в поселке Шушенское. Расскажите подробнее о программе интерпленэра.

До 25 июня включительно художники будут работать на пленэре в окрестностях поселка Шушенское и с натуры писать природу и виды сельских поселений края. За это время они посетят архитектурно-этнографической комплекс «Шушенское», Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова и Саяно-Шушенскую ГЭС. Запланированы также выезды в деревни Ленск Шушенского района и Бугуртак Курагинского района. Кроме того, во время интерпленэра художники будут не только писать картины. Так, член союза художников Японии Тошио Камада намерен создать скульптуру из дерева под названием «Инь-Янь». Макет мастер сделал еще в Японии, а двухметровое бревно специально заготовили в Шушенском. А мастер из Тывы Александр Баранмаа привез с собой тувинские камни агальматолит и серпентинит, чтобы на территории этнографического музея создать свою новую скульптуру.

Известно, что по итогам пленэра будет открыта экспозиция в красноярском Доме художника.

Действительно, 28 июня в 15 часов дня в красноярском Доме художника откроется выставка «Universum Азия». На ней будут представлены привезенные и созданные во время пленэра работы художников — участников проекта. В день открытия — вход бесплатный, в остальные дни — согласно стоимости билетов в Доме художника. Работа экспозиции продлится до 17 июля. Можно сказать, что этой выставкой стартует программа III Красноярского международного фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Фото из личного архива Сергея Форостовского

Рекомендуем почитать